Исторический факультет

Томского государственного университета

Хазанов Олег Владимирович

Хазанов Олег Владимирович

кафедра>>

Доцент, кандидат исторических наук
E-mail: klio1@yandex.ru
Расписание занятий

Родился в 1972 г. в Томске. В 1989 г. закончил с серебряной медалью среднюю школу с углубленным изучением немецкого языка. В том же году поступил на исторический факультет Томского госуниверситета. С первого курса специализировался на кафедре истории древнего мира и средних веков. Тема дипломной работы: «Индийская культурная традиция и проблемы ее модернизации», научный руководитель В.М.Мучник. Закончил ТГУ в 1994 г. с дипломом с отличием. Сразу по окончании университета был принят на должность ассистента кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории. В 1995 – 1997 гг. прервал работу в связи со срочной военной службой. С 1996 г. начал обучаться по программе Открытого университета Израиля для СНГ, в 1997-2000 гг. являлся координатором этой программы в Томске. В 1998 – 1999 гг. в течение полугода обучался по программе для преподавателей иудаики из стран СНГ «Мэлтон» в Еврейском университете в Иерусалиме. С 2002 г. переведён на должность старшего преподавателя кафедры. В январе 2003 г. защитил кандидатскую диссертацию «Феномен религиозного историзма: некоторые подходы к пониманию еврейской и индийской традиций», научный руководитель В.М.Мучник. В 2004 г. избран на должность доцента. В 2005г. лауреат премии Томской области в сфере образования и науки. В 2006 г. получил ученое звание доцент и право руководить научной работой аспирантов и соискателей. В 2007 г. лауреат премии Оксфордского российского фонда для молодых ученых. В 2010 - 2013 гг - заведующий кафедрой.

Круг научных интересов:

  • Проблемы исторического познания и особенности религиозного историзма, иудаика, индология, сравнительное религиоведение, традиция и новация в культуре.

Учебные курсы:

Темы курсовых для студентов

Публикации:

 

52. Маслова Е.К., Хазанов О.В. Социоестественная история как попытка реализации стратегии методологического синтеза // Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 440. С. 117–121. DOI: 10.17223/15617793/440/15

53. Петрова К.Ю., Хазанов О.В. Диалог как форма религиозного осмысления истории на примере творчества отца А. Меня // Вестник Томского государственного университета. История. 2017. № 50. C. 139–145.

52. Ковалев А.Ю., Мучник В.М., Хазанов О.В. «Теория еврейского заговора» и ее трансформация в период двух революций в России // Вестник Томского государственного университета. — 2017. - № 421. - С. 114–117.

51. Бочаров А.В., Мучник В.М., Филькин К.Н., Хазанов О.В. Диалог о двух системах исторического образования: компьютеризированной и традиционной // Историческая информатика. — 2017. - № 2. - С.134-147.

50. Мариненко Я.С., Мучник В.М., Хазанов О.В. Казус Pussy Riot как отражение процесса архаизации российского общественного сознания // Вестник Томского государственного университета. История. 2017. №3 (47). C. 135–137. 

49. Филькин К.Н., Хазанов О.В. Куда может завести «методологический синтез». Рецензия на диссертационное исследование И.А. Тарасевича «Конституционно-правовые основы религиозной безопасности Российской Федерации» (Тюмень, 2015) // Вестник Томского государственного университета. История. 2016. №2 (40). С. 141–145.

48. Жарчинская К.А., Хазанов О.В. От каббалы до «раскрещивания»: проблема осознанного выбора в современном и традиционном мистицизме // Вестник Томского государственного университета. История. 2015. №2 (34). С 115 – 119.

47. Карпицкий Н.Н., Петрова К.Ю., Хазанов О.В. История развития межрелигиозного диалога в Томске // Религиозная ситуация в российских регионах: тезисы докладов и сообщений Четвертой всероссийской НПК (Омск, 7-8 октября 2014 г.). Омск: Омская академия МВД России, 2014. С. 88-91.

46. Жарчинская К.А., Хазанов О.В. Трансформация национальной идеи и религиозный историзм в условиях модернизации на примере славянского неоязычества и еврейского ортодоксального движения // Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 378. C. 120–124.

45. История Древнего Востока: Учебно-методическое пособие / Науч. ред. В.М.Мучник. Томск, 2013. 59 с.

44. Петрова К.Ю., Хазанов О.В. Аспекты восприятия фотоизображений в авраамистических культурах: традиция антропоморфизма и проблемы ее модернизации // Вестник науки Сибири. 2013. № 2 (8). С. 116–120.
43. Карпицкий Н.Н., Филькин К.Н., Хазанов О.В. О конференции «Бхагавад-гита в истории и в современном обществе» // Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 4 (24). С. 150–152
42. Мистические алгоритмы трансформации индийской традиции в свете «игровой» парадигмы культуры // Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 4 (24). С. 185–193
41. Бхагавад-гита в свете «игровой» парадигмы культуры // Бхагавад-гита в истории и в современном обществе: материалы V всероссийской научной конференции с международным участием. Томск, 2012. С. 307 – 325.

40. Бояринова П.А, Хазанов О.В. Феномен религиозного историзма: еврейский и японский варианты // Credo new. № 3(67). СПб., 2011. С. 206–224.

39. Феномен религиозного историзма: некоторые подходы к пониманию еврейской и индийской традиций. Saarbrücken, Germany: LAP LAMBERT, 2011. – 228 с. ISBN 978-3-8465-0259-4 монография в каталоге продаж MoreBooks!publishing

38. Метафора как способ передачи мистического переживания и проблемы исторического познания // История идей и история общества. Материалы IX Всероссийской научной конференции (Нижневартовск, 14–15 апреля 2011 года). Нижневартовск, НГГУ, 2011. С. 363–365.

37. Еврейский религиозный историзм и развитие национального самосознания // Образы времени и исторические представления: Россия – Запад – Восток. Гл. 19 / Под ред. Л.П. Репиной. М.: Кругъ, 2010. С. 445–475.

36. Мифологическая природа национального религиозно-исторического сознания эпохи модернизации: на примере учения р.А.И. Кука // "Va, pensiero, sull'ali dorate": Из истории мысли и культуры Востока и Запада. Сборник статей к 70-летию Евгения Борисовича Рашковского / Отв. ред. Т.Г. Скороходова. М.: Центр книги Рудомино, 2010. С. 57–75.

35. Культ научности и мессианские ожидания в судьбах европейского еврейства // История идей и история общества. Материалы VIII Всероссийской научной конференции (Нижневартовск, 15–16 апреля 2010 года). Нижневартовск, НГГУ, 2010. С. 289–292.

34. Дихотомия «Восток – Запад»: от творческого диалога к конфронтационному патернализму // История идей и история общества. Материалы VII Всероссийской научной конференции (Нижневартовск, 9–10 апреля 2009 года). Нижневартовск, НГГУ, 2009. С. 403–406.

33. "Тора, выраженная словами...": текст в исторической судьбе еврейского народа // Вестник Томского государственного университета. История. 2009. № 2 (6). С. 143–146.

32. Традиция еврейской учености: ее зарождение и историческое значение // История идей и история общества. Материалы VI Всероссийской научной конференции (Нижневартовск, 17–18 апреля 2008 года). Нижневартовск, НГГУ, 2008. Часть I. С. 21–26.

31. Михалевская Т.С., Хазанов О.В. Теософское движение в контексте проблемы межкультурного диалога Востока и Запада // Восток – Запад: проблемы взаимодействия. История, традиции, культура. Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти проф. А.В. Эдакова. Ч. 2. Новосибирск, Изд-во НГПУ, 2007. С. 3–10.

30. «Floating gap» в еврейском религиозно-историческом сознании: возможные интерпретации // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 28. Томск, Изд-во ТГУ, 2007. С. 166–176.

29. Астрология и современное мифосознание: постановка проблемы // История идей и история общества. Материалы V Всероссийской научной конференции. Нижневартовск, НГГУ, 2007. С. 131–132.

28. Мистика: её природа и социальные функции в контексте концепции "Осевого времени" // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 16. М.: ИВИ РАН-УРСС, 2006. С. 147–158.

27. Рождение иудаики в контексте проблем становление нового религиозного и национального самосознания // История идей и история общества. Материалы IV Всероссийской научной конференции (Нижневартовск, 20 апреля 2006 года). Нижневартовск, 2006. С. 185–188.

26. Иудаизм в его традиционном и современном понимании // Рабочие программы курсов. Кафедра истории древнего мира, средних веков и методологии истории. Томск, 2006. С. 181–189.

25. История Древнего Востока: программа практических занятий // Рабочие программы курсов. Кафедра истории древнего мира, средних веков и методологии истории. Томск, 2006. С. 36–47.

24. «Культура Древнего Востока». Часть I. Древняя Индия. Томск, 2005. 41 с.

23. Миф и история в неоиндуистском сознании: «западный» и «восточный» контекст // «Цепь времен»: проблемы исторического сознания / Под ред. Л.П. Репиной. М.: ИВИ РАН, 2005. С. 224–254.

22. Методологические и сравнительно-исторические аспекты изучения феномена религиозного историзма // Природа и общество в глобализирующемся мире. Серия «Социоестественная история. Генезис кризисов природы и общества в России» / Под ред. Э.С. Кульпина. Вып. XXV. М.: ИАЦ Энергия, 2005. С. 218–233.

21. Еврейское национальное самосознание эпохи модернизации в свете научного и религиозного подходов // Вестник Томского государственного университета. 2005. № 289. С. 93–107.

20. Модернизация индийской традиции и становление нового религиозно-исторического сознания // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2004. № 281. С. 107–119.

19. Е.Э. Носенко. «…Вот праздники Бога». Историко-генетическое исследование еврейских праздников. М.: Изд. фирма «Восточная литература», 2001. 230 с. [Рецензия] // Восток. 2004. № 2. С. 193–195.

18. Об одной национально-исторической концепции в иудаизме: р. Кук и его современные последователи // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 11. М.: ИВИ РАН-УРСС, 2004. С. 235–258.

17. Поиски релевантных моделей модернизации национально-исторического сознания в иудаизме и индуизме в контексте социокультурной динамики XIX–XX вв.: опыт компаративистского анализа // Проблемы еврейского самосознания. Сб. статей памяти проф. Юджина Винера. Академическая серия. Вып. 14. М., 2004. С. 92–104.

16. Место межкультурного диалога в становлении нового религиозно-исторического сознания на Востоке: опыт компаративного анализа // Межкультурный диалог в историческом контексте. Материалы научной конференции. М.: Общество интеллектуальной истории, Институт всеобщей истории РАН, 2003. С. 126–129.

15. Феномен религиозного историзма: проблемы и перспективы изучения // Десять лет высшего исторического образования в Ханты-мансийском автономном округе: Материалы региональной научной конференции (17–18 апреля 2003 года, г. Нижневартовск). Секция всеобщей истории «История идей и история общества». Нижневартовск, 2003. С. 61–64.

14. Индийское общество и индийский религиозный историзм до эпохи модернизации // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 27. Томск, 2003. С. 36–48.

13. Майоров Н.И., Хазанов О.В. История древневосточных цивилизаций: специфика предмета и особенности его преподавания (из опыта кафедры истории древнего мира и средних веков ИФ ТГУ) // Вестник Томского государственного университета. 2003. № 276. С. 205–207.

12. О предпосылках актуализации и переосмысления традиционных установок еврейского религиозно-исторического сознания в эпоху модернизации // Еврейская мысль сквозь века. Сборник научных трудов по иудаике, еврейской истории и культуре. Вып. 6. Днепропетровск, 2002. С. 72–88.

11. Еврейский религиозный историзм и некоторые особенности национального сознания // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 9. М.: ИВИ РАН-УРСС, 2002. С. 119–143.

10. Установка на инновацию в еврейском религиозно-историческом сознании // Материалы Девятой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. Академическая серия. Вып. 9. Ч. 2. М., 2002. С. 101–112.

9. Майоров Н.И., Хазанов О.В. Методическое пособие по курсу «История Древнего Востока». Томск, 2001. 80 с.

8. Сравнительный анализ идей Каббалы и Веданты: поиск черт сходства // Еврейская мысль сквозь века. Сборник научных трудов по иудаике, еврейской истории и культуре. Вып. 5. Днепропетровск, 2001. С. 116–122.

7. О некоторых особенностях еврейского религиозного историзма до эпохи модернизации // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 26. Томск, 2001. С. 123–132.

6. Еврейский религиозный историзм до эпохи модернизации: генезис и эволюция // Историческое знание и интеллектуальная культура. Ч. 1. Материалы научной конференции. М.: Общество интеллектуальной истории, Институт всеобщей истории РАН, 2001. С. 180–184.

5. Установка на реализацию в еврейском религиозно-историческом сознании // Материалы Восьмой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. Академическая серия. Вып. 8. Ч.2. М., 2001. С. 293–299.

4. Некоторые размышления по книге Е.А. Торчинова "Религии мира: Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника" // Европейские исследования в Сибири. Вып. 2. Материалы региональной научной конференции. Томск, 2000. С. 143–146.

3. Мировоззрение древних евреев в свете некоторых подходов к его реконструкции по текстам Танаха // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 25. Томск, 1999. С. 192–203.

2. Образ индийской культурной традиции в "Истории религии" А. Меня // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 24. Томск, 1999. С. 81–90.

1. Индийская культурная традиция и концепция игры Й. Хейзинги // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 22. Томск, 1996. С. 183–201. 

Диссертации написанные под руководством О.В.Хазанова

Публицистика и СМИ