Главная страница факультета  Главная страница кафедры

|Н.И. Майоров|, О.В. Хазанов

История древневосточных цивилизаций: специфика предмета и особенности его преподавания
(из опыта кафедры истории древнего мира и средних веков ИФ ТГУ)

Статья опубликована: Майоров Н.И., Хазанов О.В. История древневосточных цивилизаций: специфика предмета и особенности его преподавания (из опыта кафедры истории древнего мира и средних веков ИФ ТГУ) // Вестник Томского государственного университета. 2003. № 276. С. 205–207.

Аннотация: В статье излагается видение авторами основных проблем преподавания курса истории Древнего Востока. В этой связи подробно говорится о целях и задачах курса, актуальности востоковедческой проблематики в целом и древневосточной в частности. Анализируются особенности работы с источниковой базой, задачи и особенности проведения практических занятий, дается краткая характеристика программы курса и используемой авторами литературы. В заключении определяется социальная значимость изучения данного курса в рамках общей программы всемирной истории и задаются предполагаемые перспективы его дальнейшего содержательного развития, а также методического и методологического совершенствования.

 1. Цели и задачи курса. Актуальность востоковедческой проблематики.

Курс истории Древнего Востока является одним из самых обширных в программе изучения студентами факультета. Он формирует общую перспективу развития мировой цивилизации, ибо им охватывается три из пяти тысяч лет ее существования. В предмет изучения включены, прежде всего, великие «первичные» цивилизации – древнеегипетская, древнемесопотамская, индийская и китайская, а также многочисленные «вторичные» центры, развитие которых в значительной степени определялось процессом культурной «диффузии». В обширной географической зоне существовало множество государств, оставивших яркий след в истории человечества. Это Древнеегипетское царство и Ассирия, Вавилон и Хеттская держава, государства Восточного Средиземноморья и империя Ахеменидов, государства Маурьев и Гуптов в Индии и несколько империй в Поднебесной. Все они по своему характеру, типу культуры, динамике исторического развития очень сильно отличались друг от друга. Поэтому столь трудным представляется нам достижение главной цели курса – создание у студентов целостного образа прошлого древневосточных цивилизаций. И здесь следует отметить ту острую проблему, которая волнует сегодня не только востоковедов, но и историков, работающих в других сферах исторической науки. Мы имеем в виду так называемый «дефицит теории». Имеющиеся на сегодняшний день наработки в этой области, будь то теория развития восточных обществ Л.С. Васильева или «фазовый подход», предложенный в последних работах недавно скончавшегося бесспорного лидера отечественного востоковедения И.М. Дьяконова, едва ли могут претендовать на решение всех спорных вопросов, связанных с осмыслением истории Древнего Востока в целом.

Тем не менее, авторы курса не отказываются от попыток решения задачи выявления общих черт всех восточных цивилизаций, то есть того, что объединяет их между собой и уже в древности послужило основанием для возникновения дихотомии «Восток» - «Запад». При этом понятие «Восток» выступает здесь не столько как географическая общность, а имеет в первую очередь культурно-исторический, цивилизационный смысл.

Теоретико-методологическим проблемам уделяется большое внимание как в курсе в целом, так и во вводном цикле лекций в особенности. Однако бесспорным для нас является то, что за общим теоретизированием ни в коем случае не должна исчезать конкретная историческая реальность, которая всегда была основным предметом изучения любого историка. Отсюда вытекает вторая задача нашего курса: выявление особенностей каждой из восточных цивилизаций, что должно способствовать пониманию гетерогенности той системы, которая объединяется общей дефиницией «Древний Восток».

Сверхзадачей нашего курса мы считаем достижение синтезно-систематического знания истории Древнего Востока. Обнаружение максимального количества факторов, обусловивших особый характер исторического процесса как на Востоке в целом, так и в каждой из составляющих его цивилизаций, наряду с внимательным изучением конкретных исторических сюжетов, должно приводить, по нашему мнению, к выстраиванию внутренне непротиворечивой картины древневосточной истории, органично сочетающей в себе конкретный материал с его объяснением.

Мы полагаем, что сегодня не нужно многословно доказывать актуальность востоковедческой проблематики. Интерес к первоосновам великих цивилизаций, подогретый многочисленными публикациями с одной стороны и самой социально-политической реальностью с другой, в настоящее время огромен. Особенно актуально осмысление места и роли Востока для современной России, цивилизация которой часто характеризуется как «евразийская». Парадоксально, но факт: временная дистанция между нами и создателями первых на земле цивилизаций увеличивается, а они становятся нам все ближе, нужнее и понятнее. Хотя сразу оговоримся, что проблема «понимания» в востоковедении безусловно одна из самых острых. Важнейшие открытия в материальной и духовной культуре, сделанные в древности на Востоке, составляют фундамент общечеловеческой цивилизации. Сказанное определяет бесспорную актуальность изучения восточных цивилизаций как живых, так и «мертвых».

Одно из основных средств решения стоящих перед авторами курса задач мы видим в организации работы студентов с текстами источников. Ибо только через непосредственное обращение к тексту можно пытаться постичь прошлое древних культур, увидеть всю глубину различий между ними, оценить несхожесть мировоззрения их носителей с нашим, и в то же время обнаружить те фундаментальные основы «человечности» как таковой, которые как раз и закладывались в период древности.

 2. О некоторых проблемах работы с источниковой базой востоковедения.

На лекциях и, особенно, на практических занятиях много времени уделяется знакомству студентов с текстами источников различных типов, видов и разрядов. Повышенное внимание авторы курса обращают на специфику работы с нарративными источниками. Как наиболее информативные они естественным образом привлекают к себе большинство исследователей. При этом одной из самых сложных задач, встающих в ходе работы с ними, является проблема понимания их первоначального смысла. Здесь мы акцентируем внимание студентов на два аспекта. Во-первых, на том, что древние тексты отделены от нас очень большим временным пространством. А во-вторых, что, будучи текстами восточными, они отделены от нас пространством социо-культурным. Еще древнекитайский историк Бань Гу писал: «После того как Кун-цзы умер, стал утрачиваться смысл его иносказаний, а после того как были похоронены семьдесят его учеников, стал искажаться внутренний смысл его учения». Это писал древний китаец. Что же говорить о том, насколько наше сегодняшнее понимание значения терминов, содержащихся в текстах источников, принадлежащих различным древневосточным культурным традициям, соответствует смыслу изначально в них заложенному. Некоторые дефиниции изучаемых традиционных культур столь многозначны, что им просто невозможно подобрать однозначных аналогов в русском языке. Примерами могут служить такие понятия как "дхарма" и "нирвана" в индийской или понятия "Дао" и "жэнь" - в китайской традициях. Ко всему прочему следует добавить и то обстоятельство, на которое обращают внимание исследователи, занимающиеся, прежде всего, ранними формами человеческого сознания – первобытным и периода ранней древности, то есть сознанием человека так называемой «доосевой эпохи». Его принципиальное отличие от современного состоит, по их мнению, в том, что оно было основано не на понятийном или, иначе говоря, логико-дискурсивном мышлении, а на мышлении образном или мифологическом. Данная форма человеческого мышления продолжала оказывать свое воздействие на характер восточных текстов на протяжении всего традиционного периода, то есть вплоть до начала эпохи модернизации, связанной с усвоением народами Востока западной парадигмы, причем не столько мировоззренческой, сколько эпистемологической. Поэтому в нашей работе со студентами мы постоянно учим их обращать внимание на тот факт, что изучаемые ими источники – продукты иной эпохи и иной цивилизации, и, следовательно, отражают мышление людей с иными ценностями и доминантами, и что, может быть, самое главное – с отличным от нашего стилем мышления.

Но именно из осознания факта различия и должно вытекать в процессе обучения овладение навыками особого исторического понимания, при котором главным методом взаимодействия историка с прошлым является диалог, осуществляемый через его общение с текстом источника. И именно на примере древневосточных текстов, как нам это видится, можно наиболее рельефно показать, что данный диалог строится, с одной стороны, на отказе от желания приписать человеку прошлого свои мысли и чувства, а с другой – на столь же явно выраженном стремлении, говоря словами выдающегося российского методолога истории А.С. Лаппо-Данилевского, «проникнуть в их чуждую одушевленность».

Обучение студентов конкретным приемам работы с текстами источников и выработка у них соответствующих навыков происходит на практических занятиях.

 3. Задачи и особенности работы на практических занятиях.

Работа на практических занятиях строится как коллективно-распределенная учебная деятельность. В их ходе вырабатываются навыки обращения с текстами двух основных видов: с текстами источников, без которых в принципе не существует никакого исторического знания, и с текстами научных монографий, где это знание получает системное оформление. Но одновременно целью практических занятий является и формирование у студентов навыков общения по поводу предмета научного исследования - навыков научной коммуникации или диалога.

Историческая истина диалогична по самой своей природе. Она рождается из диалога исследователя с текстом источника и оформляется в ходе его диалога со своими коллегами. Поэтому на практических занятиях важен каждый голос, особенно если он задает альтернативное направление научного дискурса, подчеркивая тем самым вариативность исторического знания.

В рамках практических занятий по истории Древнего Востока рассматривается ряд узловых проблем курса, такие как особенности изучения восточных обществ, община и ее роль на Востоке, генезис и функции восточного государства, динамика исторического процесса на Востоке. Все эти вопросы составляют теоретико-методологический инструментарий, необходимый студентам для обращения к работе непосредственно с текстами источников. Умение получать информацию из источников составляет основу "ремесла" историка, а овладение этим "ремеслом" является центральной задачей практических занятий. Этому и посвящена большая их часть. Исторические надписи правителя древнего Лагаша лугаля Уруинимгины, законы вавилонского царя Хаммурапи, книги библейских пророков, сочинения легистов, «Лунь Юй» Конфуция – вот неполный перечень тех текстов, с которыми мы работаем.

Работа с источниками осуществляется по определенному алгоритму. Она начинается с их внешней критики, которая предполагает ответы на следующие вопросы: когда, где и при каких обстоятельствах возник тот или иной текст, кто его автор (или заказчик), кому он был адресован, или в какой среде имел наиболее активное хождение, каков его состав, язык и стиль, к какой группе источников он относится, как он был введен в научный оборот, какие еще варианты данного текста существуют. После того, как все внешние обстоятельства по отношению к содержанию источника описаны, происходит переход к следующему этапу - его внутренней критике, предполагающей выявление всей содержащейся в нем информации о социальной, экономической и политической жизни восточных цивилизаций, об их правовых и духовно-мировоззренческих основаниях.

Еще один существенный момент, на который мы обращаем внимание при работе с источником, это то, что вступая в диалог с изучаемым текстом, важно пытаться выявить максимальную информацию не только из того, что он "говорит", но и из того, о чем он "умалчивает".

Из всего вышесказанного совершенно очевидно, что основными критериями оценивания на практических занятиях являются следующие:

1. степень знания студентом источников и умение работать с ними;

2. уровень освоения рекомендованной научной литературы;

3. способность логично и связно излагать свои мысли и адекватно воспринимать мнения своих коллег.

Практические занятия в целом позволяют студентам не только качественно подготовиться к сдаче экзамена по курсу истории Древнего Востока, но и сформировать у себя основные навыки научной деятельности.

 4. Краткая характеристика программы курса и рекомендуемой литературы.

Программа курса составлена в точном соответствии с его общей целью и задачами. Она содержит в себе как разделы, посвященные конкретной политической, социальной, правовой, экономической истории восточных цивилизаций, основам их культуры и ментальности, так и подробные обзоры теоретических, историографических и источниковедческих сюжетов и проблем ориенталистики. Курс, таким образом, показывает в динамике не только историю Древнего Востока, но и историю науки о нем, место и роль современных исследований в дальнейшем ее развитии. Список литературы включает в себя самые основные работы отечественных и зарубежных авторов, освоение которых расширит общие представления студентов о Древнем Востоке, формируемые в ходе аудиторных занятий.

В распоряжении преподавателей и студентов сегодня имеется довольно широкий спектр учебников и учебных пособий. Их список открывает «История Древнего Востока», написанная выдающимся российским ученым Б.А. Тураевым. Впервые опубликованная еще в 1913 г., она содержит многие разделы, интересные и современному читателю. В дальнейшем появляются учебники В.В. Струве, В.И. Авдиева, 3-х томная «История древнего мира» под редакцией И.М. Дьяконова, коллективная монография «Древние цивилизации» под общей редакцией Г.М. Бонгард-Левина, и, наконец, академическое издание «История Древнего Востока». К сожалению, публикация последнего так и не была завершена. В 80-е годы вышло только два первых тома. Из новейших изданий можно назвать, прежде всего, два. Это первый том «История Востока» Л.С. Васильева и «Истории Востока. Восток в древности» под редакцией В.А. Якобсона. Оба учебника могут быть в равной мере использованы студентами, изучающими данный курс, однако в разном качестве. Если книга Л.С. Васильева содержат интересную авторскую концепцию, объясняющую особенности исторического пути восточных цивилизаций, то вторая названная нами коллективная работа, наряду с теоретическим разделами, содержит и очень добротно изложенный фактический материал. Самым же доступным студентам изданием является учебник «История Древнего Востока» под редакцией В.И. Кузищина. Его последняя редакция, вышедшая в 1999 г., отличается от предыдущих, прежде всего, попыткой авторов уйти от господствовавшей в советской ориенталистике концепции рабовладельческого характера всех древневосточных обществ. Однако в рамках его десятистраничного введения дается слишком краткое описание тех сложных дискуссионных теоретико-методологических проблем, которые сегодня активно обсуждаются на страницах монографий и за «круглыми столами» в редакциях ведущих периодических изданий, особенно в журналах «Восток», «Полис», «Вестник древней истории». Поэтому в настоящее время насущной является проблема создания специализированного учебного пособия, посвященного теоретическим и историографическим проблемам современного востоковедения. Его разработкой сейчас занимается кафедра истории древнего мира и средних веков исторического факультета.

 5. Социальная значимость изучения истории Древнего Востока.

Перспективы развития.

Определяя значимость нашей работы в целом, в заключении подчеркнем следующее. Прививая студентам мысль, что историческая истина диалогична по самой своей природе, что она является результатом пересечения различных исследовательских логик, мы надеемся, что тем самым каждый из них сможет в дальнейшем стать самостоятельным субъектом не только научного, но и общекультурного творчества. Ибо в формировании такого субъекта и состоит сегодня, на наш взгляд, одна из главных задач исторического образования в целом. Она обусловлена прежде всего тем фактом, что в сознании современного человека происходит одновременное пересечение самых различных культурных смыслов. Насущными остаются проблемы выстраивания их диалогического симфонизма. А это, в свою очередь, возможно только на путях их рефлексивного осмысления и оккультурации.

И здесь совершенно очевидно, что история древневосточных цивилизаций выступает одним из основополагающих сюжетов, требующих максимально полного и всестороннего прояснения. Поэтому авторы курса выражают искреннюю надежду на то, что получившая последнее время все более яркое выражение тенденция к сокращению академических часов, отведенных на их дисциплину, будет остановлена. И, напротив, курс истории Древнего Востока, оставаясь базовым в историческом образовании, получит дополнительные ресурсы и стимулы для своего развития через систему многоуровневого обучения и расширения его тематики за счет спецкурсов, изучаемых студентами на протяжении всего периода их обучения.

Authors:

N.I. Majorov, O.V. Khazanov

Title:

History of Ancient Oriental Civilizations: specific character of the subject and peculiarity of its teaching.

Summary.

The article suggests an authors view on basic problems of teaching the course of Ancient Oriental History. Thereupon it presents aims and tasks of the course in details and demonstrates the actuality of Oriental Studies in general and Ancient Oriental Studies in particular. Particular features of working with sources and carrying out practical training are analyzed. The brief description of the course's program and sources used is presented. In conclusion we define the social significance of the course in the context of world's history and show possible perspectives of its further development and methodical and methodological perfection.

Counter CO.KZ