Главная страница факультета  Главная страница кафедры

О.В.Хазанов

Иудаизм в традиционном и современном его понимании:

программа курса

Программа разработана для студентов исторического факультета Томского государственного университета.

"При поддержке Центра научных работников и преподавателей иудаики в вузах "Сефер" и Института "Открытое общество" (Фонд Сороса). Россия".

Цель и задачи курса

Иудаика сегодня является одной из самых динамично развивающихся гуманитарных дисциплин. Во всем мире  в ведущих университетах открываются кафедры и даже целые факультеты, специализирующиеся на данном направлении. Изучение еврейской традиции и прежде всего стоящей в центре ее религиозной системы, привлекает очень многих людей самых различных национальностей и вероисповеданий. И этот интерес далеко не случаен. Вклад еврейской цивилизации в мировую культуру огромен. Им по многим параметрам обусловлен сегодняшний облик последней. Ведь духовные доминанты современного человечества в значительной степени опираются на их библейский Источник. И сколь много времени не отделяло бы нас от эпохи Танаха, его вечные смыслы постоянно присутствуют в нашем сознании. А неавторитарный диалогизм Талмуда, его скептицизм и полемичность, иногда ярко выраженная полилогичность роднят этот более поздний, но также окруженный ореолом святости текст, с одной стороны, с современным научным дискурсом, а с другой, с постмодернистским взглядом на мир. Не имеет смысла однозначно возводить происхождение последних к еврейской талмудической культуре, но и отказываться от попыток уловить между ними связь тоже представляется неправильным.

Однако еврейская традиция, ставшая одной из основ европейской цивилизации, сохраняла на протяжении всей своей длительной и драматичной истории исключительную самобытность, и ни в коем случае не может быть сведена до "составной части" западной культуры. Этим она вызывает еще больший интерес к себе.

Основной целью курса является знакомство студентов с глубокой и неповторимой еврейской религиозной традицией, прошедшей в своем развитии несколько качественных этапов. А общие задачи курса следующие:

1.                 Показать динамику еврейского религиозного сознания, прошедшего от древности до наших дней длительный путь развития, на котором было не мало как "духовных тупиков", так и духовных прозрений.

2.                 Попытаться схватить целостный образ иудаизма, разгадать его "душу", объяснить, почему это религиозное направление оказало такое огромное воздействие на всю мировую культуру.

В решении поставленных задач нам поможет весь опыт исторических знаний, полученных студентами в течение трех с половиной лет обучения. Именно поэтому спецкурс ориентирован на студентов старшего курса.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(Лекции: 30 часов)

ТЕМЫ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

I. Актуальность проблематики курса (1 час).

Кто такие евреи и что такое "еврейский вопрос". Правильно ли мы представляем себе иудаизм: Ветхий Завет в христианской традиции. Что означает понятие "иудео-христианская цивилизация".

Литература

1.    Полонский П. Евреи и христиане: несовместимость двух подходов к миру. Иерусалим, 1995.

2.    Кюнг Г. Взаимоотношения: иудаизм и христианство // Диспут. 1992. №1.

3.    Шрейдер Ю. Опыт христианско-иудейского взаимодействия // Вопросы философии. 1992. № 5.

4.    Никитин В. Доктринальная общность монотеистических религий // Лицом к лицу: Религиозный диалог. М., 1995.

5.    Сартр Ж.-П. Размышления о еврейском вопросе // Нева. 1991. № 8.

6.    "Тайна Израиля". Еврейский вопрос в русской религиозной мысли конца XIX - первой половины XX вв. СПб., 1993.

7.    Мережковский Д.С. Еврейский вопрос как русский // Искусство кино. 1990. № 10.

8.    Русская идея и евреи: Роковой спор: христианство, антисемитизм, национализм. Сб статей. М., 1994.

9.    Дудаков С.Ю. Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России. М, 2000.

10.  Флинк Э. Феномен антисемитизма: Еврейский вопрос в царской России и в Советском Союзе: Историко-публицистические очерки. М., 2001.

11.      Кон Н. Благословение на геноцид: Миф о всемирном заговоре евреев и "Протоколы сионских мудрецов". М., 1990.

12.      Еврейское наследие в контексте мировой культуры. Вып. I. М., 1990.

13.      Рашковский Е.Б. Библейское  наследие  в современном социокультурном опыте Европы и России // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 8.

14.      Членов М.А. Еврейство в системе цивилизаций (постановка вопроса) // Диаспоры. 1999. № 1.

II. История развития иудаики на Западе и в России (1 час).

Иудаика на Западе: история и современное состояние. Иудаика в России: дореволюционная гебраистика, советский период, современное состояние. Характеристика основных образовательных программ.

Литература

1.    Краткая еврейская энциклопедия. Наука о еврействе.

2.    Гринбаум А. Еврейская наука и научные учреждения в Советском союзе 1918–1953 // Евреи в России. Историографические очерки: 2-я половина XIX века – XX век. М.–Иерусалим, 1994.

3.    Гринбаум А. Иудаика в СССР. 1950–1990 // Евреи в России. Историографические очерки: 2-я половина XIX века – XX век. М.–Иерусалим, 1994.

4.    Рижский М.И. История переводов Библии в России. Новосибирск, 1978.

5.    Михейкина М.Э. Проблемы библеистики и древней истории Палестины в российской историографии конца XIX-XX вв.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. / Моск. гос. открытый пед. ин-т. М., 1993.

6.    Рутберг Н.И. Пидевич И.Н. Евреи и еврейский вопрос в литературе советского периода. Хронологически-тематический указатель литературы, изданной за 1917 - 1991 гг. на русском языке. М., 2000.

7.    Блюм А. Еврейский вопрос под советской цензурой. СПб., 1995.

8.    История отечественного востоковедения с середины XIX в. до 1917 г. М., 1997.

III. Краткий очерк истории еврейского народа (4 часа).

Иудаизм и еврейская история. Эпоха Танаха. Эпоха Талмуда. Евреи в средневековой Европе и в странах Востока. Период модернизации. Холокост. Современный период.

Литература

1.    Сэмюэлс Р. По тропам еврейской истории. М., 1991.

2.    Очерк истории еврейского народа. Т. 1,2. Иерусалим, 1993.

3.    От Авраама до современности. М., 2002.

4.    Три великие эпохи в истории еврейского народа. Иерусалим, 1991.

5.    Шифман Л. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху Второго Храма и период Мишны и Талмуда. М.-И., 2000.

6.    Кац Я. Евреи в средневековой Европе: замкнутость и толерантность. Иерусалим, 1992.

7.    Бенбасс Э., Родич А. Сефардская община в XIV-XX вв. М., 2001.

8.    Катастрофа европейского еврейства. Курс Открытого университета Израиля. Тель-Авив, 1995.

9.    Государство Израиль. Становление и развитие. Иерусалим, 1984.

10.  Динур Б.-У. Еврейская история. Ее особенности и непрерывность // Век. Рига, 1989. № 2.

IV. Особенности еврейского мировоззрения в эпоху Танаха (6 часов).

Процесс складывания священного еврейского Канона с точки зрения ортодоксального иудаизма и с позиций современной исторической науки. Танах как историко-культурный феномен. Основные идеи Торы. Книги Пророков. Писания. Период Первого Храма и период Второго Храма: от уровня "клаль" к уровню "прат".

Литература

1.    Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Т.1-3. М., 2001.

2.    Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987.

3.    Вейнберг И.П. Введение в Танах. Ч. 1-2. М.-И., 2001.

4.    Вейнберг И.П. Рождение истории: Историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н.э. М., 1993.

5.    Фрэзер Дж.Д. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985.

6.    Полонский П. Еврейская Библия в традиционном понимании иудаизма. Иерусалим, 1997.

7.    Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000.

8.    Гече Г. Библейские истории: пер. с. венг. (любое издание).

9.    Косидовский З. Библейские сказания: пер. с польск. (любое издание).

10.  Штейнзальц А. Библейские образы: пер. с англ. (любое издание).

11.  Аверинцев С.С. Древнееврейская литература. – История всемирной литературы: В 9 т. Т. 1. М., 1983.

12.  Синило Г.В. Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета). Минск, 1998.

13.  Вассоевич А.Л. Духовный мир народов классического Востока. СПб., 1998.

14.  Хазанов О.В. Мировоззрение древних евреев в свете некоторых подходов к его реконструкции по текстам Танаха // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 25. Томск,1999. С. 192-203.

V. Иудаизм на рубеже эр: исторические альтернативы (2 часа).

Социальная, политическая и психологическая атмосфера в Иудее на рубеже эр. Саддукеи, фарисеи, ессеи, ранние христиане.

Литература

1.    Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Т.1-3. М.,-Иерусалим 2000-2002.

2.    Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа: Против Апиона. М.-И., 1994.

3.    Флавий И. Иудейская война (любое издание).

4.    Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. М.,1980.

5.    Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983.

6.    Тантлевский И.Р. История и идеология кумранской общины. СПб., 1994.

7.    Бикерман Э.Дж. Евреи в эпоху эллинизма. М.-И.,2000.

8.    Мень А.В. История религии. Т.6. На пороге Нового Завета (любое издание).

9.    Сантала Р. Мессия в Новом Завете в свете раввинистических писаний. СПб., 1996.

10.  Сантала Р. Апостол Павел, человек и учитель в свете иудейских источников. СПб., 1997.

11.  Хейфец М. Суд над Иисусом. Еврейские версии и гипотезы. М., 2000.

12.  Ковельман А. Толпа и мудрецы Талмуда. М.-И., 1996.

13.  Иерусалим в веках. Курс Открытого университета Израиля. Т. 3. Иерусалим под властью Рима. Тель-Авив, 1998.

VI. Эпоха Талмуда (4 часа).

Понятие "Устная Тора" и ее соотношение с письменным Каноном. Различные уровни понимания письменного текста. Галаха и Агада. Мидраш. Мишна и Талмуд. Караимы.

Литература

1.    Пантелят М. От Синая до наших дней: история передачи Устной Торы. Иерусалим, 1996.

2.    Введение в Устную Тору. Курс Открытого университета Израиля. Тель-Авив, 1995.

3.    Евреи в Римской империи в эпоху Талмуда. Курс Открытого университета Израиля. Тель-Авив, 1999.

4.    Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей. М., 1993.

5.    Урбах Э. Мудрецы Талмуда. Иерусалим,1989.

6.    Штейнзальц А. Введение в Талмуд. Иерусалим, 1993.

7.    Штейнзальц А. Контуры Талмуда. Тель-Авив, 1981.

8.    Штейнзальц А. Мудрецы Талмуда. Иерусалим, 1996.

9.    Ковельман А. Толпа и мудрецы Талмуда. М.-И., 1996.

10.  Шинан А. Мир агадической литературы. Иерусалим, 1990.

VII. Еврейская средневековая религиозная философия (4 часа).

Саадия Гаон. Шломо ибн Гвироль. Йехуда Халеви. Маймонид.

Каббала: от р. Шимона до хасидизма. Саббатианство и франкизм.

Литература

1.    Галеви И. Кузари. Иерусалим, 1980.

2.    Рамбам. Главы из книги "Мишнэ Тора". Иерусалим, 1985.

3.    Рамбам. Избранное. Кн. 1,2. Иерусалим, 1990.

4.    Моше бен Маймон. Путеводитель растерянных. М.-И., 2000.

5.    Учитель поколений Рамбам. Иерусалим, 1993.

6.    Раби Шимон. Фрагменты из книги "Зогар". М., 1994.

7.    Тантлевский И.Р. Книги Еноха. Сэфер Йецира. М.-И., 2000.

8.    Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. Т. 1,2. Иерусалим, 1993.

9.    Лайтман М. Кабала. Тайное еврейское учение. Ч. 1-3. Новосибирск, 1993.

10. Д-р Филипп Ш. Берг. Введение в Каббалу. Перевоплощение душ. Межзвездные связи. Ростов-на-Дону, 1995.

11. Бессерман П. Каббала и еврейский мистицизм. М., 2002.

12. Й. Бен-Шломо. Введение в философию иудаизма. Иерусалим, 1994.

13. Сират К. История средневековой еврейской философии. М., 2003.

VIII. Реформация иудаизма (2 часа).

Модернизация еврейского общества и кризис еврейского религиозного сознания. Аскала и реакция на нее религиозного еврейства. Реформизм и ультроортодоксия. Религиозный сионизм.

Литература

1.    Кац Я. Кризис еврейской традиции. Иерусалим, 1991.

2.    Гасратян С.М. История и идеология еврейского религиозного движения XIX-XX веков. М, 1999.

3.    Авинери Ш. Основные направления еврейской политической мысли. Иерусалим, 1983.

4.    Дубнов С. Новейшая история еврейского народа. Т. 1-3. М.,-иерусалим, 2002.

IX. Иудаизм в XX веке (4 часа).

Ортодоксальный модернизм р.А.И. Кука. М.Бубер. Фр.Розенцвейг. Р.Й.-Д. Соловейчик. Постхолокаустный иудаизм. Гуманистический иудаизм.

Литература

1.    Кук А. Философия иудаизма. Иерусалим, 1991.

2.    Бубер М. Избранные произведения. Иеруалим, 1989.

3.    Бубер М Два образа веры. М., 1995.

4.    Соловейчик Й.-Д. Катарсис. Иерусалим, 1991.

5.    Соловейчик Й.-Д. Община завета. Иерусалим, 1996.

6.    Евреи в современном мире. Иудаизм как развивающаяся цивилизация в учении Мордехая Каплана. М.,-Иерусалим, 2001.

7.    Евреи в современном мире. История евреев в новое и новейшее время: антология документов. Т. 1. М.-Иерусалим, 2003.

8.    Стейнберг М. Основы иудаизма. Иерусалим, 1981.

9.    Гутман И., Шацкер Х. Катастрофа и ее значение. Иерусалим, 1990.

10. Беркович Э. Вера после Катастрофы. Иерусалим, 1990.

11. Факенхайм Э.Л. Еврейская вера и Голокауст. - Социально-политические изменения христианства. М., 1994.

12. Факенхайм Э.Л. Что такое иудаизм? Современная интерпретация. М.,-Иерусалим, 2002.

13. Шервин Т. Вайн. Новый путь в иудаизме. М., 1998.

X. Тора как вечная основа еврейской цивилизации (2 часа).

Понятие "Тора" в широком и в узком смысле. Недельные главы. Изучение или реализация: о двух видах еврейского религиозного историзма.

Литература

1.    Социальная жизнь и социальные ценности еврейского народа. Иерусалим, 1977.

2.    Еврейская история и религия. Иерусалим, 1990.

3.    Даймонт М.И. Евреи, Бог и история (любое издание).

4.    Неер А. Ключи к иудаизму. Иерусалим, 1979.

5.    Полонский П. Тора сегодня. Иерусалим, 1996.

6.    Барац А. Лики Торы. М., 1995.

7.    Айзенберг Й. Что такое Тора? Иерусалим, 1994.

8.    Лау И.М. Практика иудаизма. Иерусалим, 1991.

9.    Телушкин Й. Еврейский мир (любое издание).

Дополнительную информацию по всем разделам курса можно получить также в сети Интернет на следующих сайтах:

1.    Центр «Маханаим» http://www.machanaim.org

2.    Центр «Гиллель» http://www.hillel.ru

3.    Всемирный центр исследования Каббалы в Бней Браке (Центр М. Лайтмана) http://www.kabbalah-web.org

4.    Еврейский образовательный сервер «Источник» http://www.istok.ru

5.    Институт изучения иудаизма в СНГ под руководством Адина Штейнзальца http://www.judaicaru.org

6.    Открытый университет Израиля http://hedir.openu.ac.il

7.    Независимая еврейская газета АМИ  http://www.jew.spb.ru/ami1.htm

8.    «Путешествие в мир Торы» http://bible.ort.org

9.     Центр еврейского образования в диаспоре им. рава Джозефа Лукштейна (ун-т Бар-Илан) http://lookstein.daat.ac.il/russian

10.  Глобальный еврейский «он-лайн» Центр http://www.jewish.ru

11.  Сайт по истории и традициям еврейского народа http://school.ort.spb.ru/library

12.  Институт Бейт Шломо http://www.halacha.net

 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов предполагает прежде всего их знакомство с основной и дополнительной литературой, рекомендуемой к каждому из разделов курса. Особое внимание уделяется изучению источников, ибо вне их живого обсуждения на аудиторных занятиях, некоторые из которых проводятся по типу семинарских, курс превратится в сухое и поверхностное изложение не наполненных конкретным содержанием фундаментальных идей еврейской религии, что, очевидно, лишило бы его перспективы достижения поставленных целей и задач

СПИСОК ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

1.Почему в еврейской истории на протяжении многих веков были неразрывно слиты понятия "еврейство" и "иудаизм"? Когда и при каких обстоятельствах эта связь была нарушена? По каким признакам сегодня определяется принадлежность к еврейству?

2.Что означает понятие "иудео-христианская цивилизация"? Возможно ли когда-нибудь полное слияние христианства и иудаизма? Существуют ли между христианством и иудаизмом неразрешимые противоречия?

3.Что такое «еврейский вопрос», кто, кому и когда его впервые задал? Как на протяжении истории он менял свое содержание и актуальность?

4.Когда, где и при каких обстоятельствах возникла наука иудаика? В чем состоят особенности данной научной дисциплины? Иудаика в России.

5.Что такое еврейский религиозный историзм? В чем состоят его основные особенности? Установка на реализацию в еврейском религиозно-историческом сознании.

6.Назовите основные этапы еврейской истории и дайте им краткую характеристику.

7.Расскажите подробно об истории евреев до прихода их в XIII в. до н.э. в Эрец-Исраэль.

8.История евреев с XIII в. до н.э. по II в. н.э.

9.История евреев в эпоху галута.

10.  В чем на Ваш взгляд состоят основные идеи ТаНаХа? В чем их "уникальность" и "типичность"?

11.  Что такое Библейская критика? Какова была реакция на нее религиозных евреев?

12.  Что такое «Устная Тора»? Что такое Галаха и Агада? Как и зачем появился Талмуд? Какова его роль в еврейской традиции?

13.  Какие изменения в религиозной системе древних евреев происходили до рубежа нашей эры? Какие основные религиозные течения можно выделить в еврейской среде на рубеже нашей эры? Как из иудаизма возникло христианство?

14.  Когда и при каких обстоятельствах возникла еврейская мистика? История каббалы до книги «Зоар».

15.  Каббала книги «Зоар». Лурианская каббала. Саббатианское движение.

16.  Когда и в связи с чем начался кризис еврейского религиозного сознания? В чем он проявился? В чем, на Ваш взгляд, состоял выход из него?

17.  Как соотносятся между собой различные направления в современном иудаизме: реформисты, консерваторы, религиозные сионисты, харедим.

18.  Как появился религиозный сионизм? Каково его место в современном иудаизме? Учение р. А.И. Кука. «Машиах бен Йосеф» и «Машиах бен Давид».

19.Холокост и постхолокаустный иудаизм.

20.Что такое гуманистический иудаизм?

21.Есть ли какой-либо смысл в различного рода ритуальных предписаниях в иудаизме? В чем смысл и назначение кашрута?

22..Какие еврейские религиозные праздники Вы знаете? Какова была их роль в еврейской традиции, и какое место они занимают в современном иудаизме?

Counter CO.KZ