Исторический факультет

Томского государственного университета

Кафедра истории древнего мира, средних веков и методологии истории

Темы курсовых работ

Общие рекомендации по работе над курсовыми

Научный руководитель: Бочаров Алексей Владимирович 

  • Идеи исторического прогресса в исторических трудах просветителей XVIII-нач. XIX (Вольтер, Гердер, Кондорсе).

  • Факторы исторического процесса и категории исторического познания в исторических трудах Фернана Броделя.Факторы исторического процесса и категории исторического познания в трудах Питирима Сорокина.

  • Факторы исторического процесса и категории исторического познания в исторических трудах Вернера Зомбарта.

  • Факторы исторического процесса и категории исторического познания в исторических трудах Арнольда Дж. Тойнби.

  • Факторы исторического процесса и категории исторического познания в исторических трудах Н.И. Кареева

  • Факторы исторического процесса и категории исторического познания в исторических трудах Эрика Хобсбаума.

  • Лингвистический поворот в исторической науке: идеи, подходы, методы, результаты

  • Судьбы и творчество Р.Декарта в контексте истории Раннего Нового времени.

  • Орден Иезуитов: реальная и вымышленная истории.

  • Эсхатологические и апокалипсические мотивы как идеологический фактор в общественном сознании новейшего времени.

  • Основные идеи трактата Ж.Кальвина "Наставление в христианской вере" и их историческое значение.

  • Основные идеи учения Френсиса Бэкона в контексте модернизации средневековой схоластической интеллектуальной культуры.

  • Педагогические произведения Яна Амоса Коменского в контексте модернизации средневекового образования.

  • Образ Кардинал Ришелье в исторической памяти и в историографических традициях. 

Научный руководитель: Гумерова Жанна Анатольевна

  • Греческая мифология по поэмам Гомера

  • Архаическая революция в Древней Греции

  • Нравственный идеал древнего грека в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха

  • Сущность античной демократии

  • Оро-акустическая ориентация античной культуры

  • Мелочи быта у Аристофана

  • Отрицательные персонажи в комедиях Аристофана. Нравственный «антиидеал» грека

  • Ксенофонт как теоретик и практик военного искусства

  • Феномен античного полиса

  • Личность Октавиана Августа в освещении античных авторов

  • Кризис римской республики в произведениях Саллюстия

  • Идеология империи Августа в римской литературе

  • «Римский миф» или общественно-политическая мифология древнего Рима

  • Проблема христианизации Римской империи

  • Республика и империя: от гражданина к подданному

  • Разночинство – социальная реальность 60-х годов XIX века в России

  • Реализация эстетических взглядов народничества в изобразительном искусстве и литературе

  • Силуэт Серебряного века (истоки, сущность)

  • Образ России в творчестве Г.П.Федотова

Научный руководитель: Коньков Дмитрий Сергеевич

  • Генрих IV и Людовик XIII: роль личности в становлении абсолютистской монархии.

  • Историческая реальность в произведениях Ф. Рабле.

  • Германия в XVI в.: феодализм на пике развития.

  • Социальная и духовная жизнь Англии эпохи Генриха VIII.

  • М. Лютер и лютеранство: идеологическая борьба в XVI в.

  • Католическая церковь и Реформация: папство в борьбе за влияние.

  • Революция в Нидерландах в произведении Ш. де Костера «Легенда об Уленшпигеле»: историческая реальность в художественном произведении.

  • Социально-психологическая природа восстания гуситов.

  • Отражение исторического сознания эпохи Возрождения во взглядах Н. Макиавелли.

  • Религиозные аспекты произведений Данте Алигьери и Джона Мильтона: эволюция христианства в период позднего средневековья.

  • Семья Медичи: власть и искусство в эпоху Возрождения.

  • Социально-психологические характеристики эпохи в творчестве И. Босха и А. Дюрера.

  • Аксум, Напата, Мероэ: традиция автохтонной африканской цивилизации.

  • Особенности политогенеза в странах Африки южнее Сахары.

  • Социально-психологическая трансформация китайского общества в эпоху Западного Чжоу.

  • Конфуцианское учение в уголовном законодательстве империи Тан.

  • Раннесредневековая Ирландия: мифологизация власти.

  • Варварские королевства и Римская империя: особенности синкретического общества.

  • Теодорих и Хлодвиг: особенности становления варварских королевств.

  • Образ женщины в мировоззрении варварского общества.

Научный руководитель: Мучник Виктор Моисеевич 

  • Первоначальный ислам и доисламские верования Аравии. 

  • Суфизм: идейные истоки, основы учения. 

  • Представления о власти в традиционном Китае. 

  • Идеология народных движений в традиционном Китае. 

  • Смеховой аспект чань. 

  • Повседневная жизнь и менталитет хэйянской аристократии по литературным источникам. Сословие самураев и его менталитет. 

  • Индуизм и каста. 

  • Проблема «восточного Ренессанса». 

  • Традиционный Восток: проблема личности. 

  • Дискуссии в отечественной историографии 20-х-начала 90-х гг. о специфике традиционных восточных обществ. 

  • Востоковедные воззрения Фр.Бернье. 

  • Средневековый город на Востоке (проблемы историографии).

  •  Цивилизации Востока в философии истории А.Дж.Тойнби. 

  • Востоковедные сюжеты в исторической концепции Ф.Броделя. 

  • Востоковедная проблематика в «Закате Европы» О.Шпенглера. 

  • Востоковедная проблематика в философии истории К.Ясперса. 

  • Восток в философии истории немецкого Просвещения.

Научный руководитель: Сайнаков Николай Александрович 

  • Теория «упадка нравов» у Саллюстия
    Саллюстий, известный своим воровством и развращённым нравом, был первым в римской литературе, кто ввел в историописание принцип морализаторства. Вводя в историю психологический анализ и элемент поучения, Саллюстий указывает также на причины, которые произвели события, и на последствия, которые от них произошли. Что же за теорию придумал Саллюстий, и что толкало этого неординарного человека на морализаторство?

  • Цицерон как теоретик и практик ораторского искусства
    Выдающийся политический деятель времен Цезаря, Цицерон прославился также как выдающийся оратор. Какие же принципы ораторского искусства тогда существовали, на какие речи особенно падки были римляне? И, наконец, можно ли сегодня стать оратором подобным Цицерону?

  • Ранние ереси и их социальная почва

  • Первый Вселенский собор в Никее, в свете ранневизантийского менталитета
    Считается, что собор в Никее оформил ортодоксальное христианство, начал оформление догм, ставших костяком христианского учения. Но, что реально происходило на Соборе? Какие люди, и в каких обстоятельствах принимали решения, ставшие судьбоносными для миллионов людей во всём мире? Действительно ли император Константин навязал свою волю церкви, или он стал орудием в чужих руках?

  • Падение Западной Римской империи
    Во всех учебниках утверждается, что в 476 году Римская империя пала. Но, что именно произошло в этом году? Почему большинство современников ничего не заметили, а ряд историков утверждает, что падение империи в 476 году – заблуждение? Считали ли сами варвары, что они уничтожили империю? И, наконец, кому выгодно утверждать, что в 476 году империя пала?

  • Раскол церкви на католичество и православие. Социально-психологические и политические мотивы
    «Великая схизма» - так называли раскол церкви. Что же конкретно произошло? Какие люди стояли за расколом? И почему примирение оказалось невозможным?

  • Отношения Византии и варваров. Проблема взаимовлияния.
    Готы, гунны, болгары, хазары, русичи…. Каких только варваров не приходилось встречать византийцам. Многие из них играли чрезвычайно важную роль в жизни империи. Но какова эта роль? И что происходило с варварами, втянутыми в орбиту влияния византийцев?

  • Византийские «димы» - объединения спортивных болельщиков или политические партии?
    Современные футбольные фанаты – дети, по сравнению с болельщиками Константинополя. Разрушенные семьи, убийства, бунты против василевса, была ли причиной всего этого политическая борьба, как утверждали советские историки, или же это спорт сводил людей с ума? А может византийские «димы» ещё загадочнее и сложнее, чем можно было бы предположить?

  • Юстиниан и Феодора – императорская чета в контексте эпохи.

  • Монашество в жизни Византии V – IX вв.

  • Социально-психологический портрет византийского бюрократа XVII – IX вв.

  • Армия Византии в эпоху Комнинов (XI – XII вв.)

  • Деятельность Карла Великого и проблема каролингского возрождения.

  • Викинги в Скандинавии – чужие среди своих?

  • Нормандское завоевание Англии и Сицилии – общее и особенное.

  • Ричард Львинное Сердце – образцовый король или неудачник?

  • Генрих II – типичный деспот?

  • Монашеские ордена IX – XIII вв. Сравнительный анализ.

  • Порох и пушки. Первые попытки использования артиллерии в Европе.

  • Средневековый карнавал – истоки и сущность.

  • Студент и бюргер: европейский университет в структуре городского социума.

  • Маргинальные сюжеты в средневековой литературе.

  • Образ чужака в классическом средневековье
    (солдаты, моряки, нищие, бродяги, воры, палачи, банщики, цирюльники, иноверцы, иностранцы, прокаженные, евреи, безумцы, еретики, знахари, ведьмы)
    Ястребицкая, Фуко М. История безумия в Классическую эпоху / Пер. с франц. И.К. Стаф. — Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997

  • Прокаженные в средние века
    «Живые мертвецы», отверженные, изгои средневекового общества, так говорят о больных лепрой в то время. Ни чума, ни какая друга болезнь не вызывала такого ужаса у современников, как проказа. От этой болезни умирало не так много людей, почему же она вызывала такой ужас? Какие последствия для развития европейской цивилизации имела эта болезнь? Почему «прокажённый» стало именем нарицательным? Возможно ли повторение лепрофобии сегодня?

  • Методы и принципы средневекового врачевания
    Средневековые методы лечения зачастую выглядят дикими, глупыми и абсурдными, с точки зрения современного человека. И, тем не менее, тогдашним медикам не откажешь в системности подхода. Даже самые странные методы лечения были идейно обоснованы, или подтверждены авторитетными мнениями. Кто же те люди, что были авторитетами для средневековых медиков? Какими концепциями и идеями и принципами руководствовались тогда врачи? Удавалось ли им избегать наказания при неудачном лечении сильных мира сего?

  • Алиенора Аквитанская – выдающаяся или типичная королева средневековья?

  • Королевские фаворитки во Франции и Испании – традиция или страсть?

  • Еретические движения в Италии XIV в.

  • Женщины в крестовых походах
    Не только мужчины отправлялись в Палестину на войну с неверными. Кто были те женщины, которые шли вместе с ними? Какую роль они сыграли в крестоносном движении? Почему именно женщин обвиняли в провале некоторых крестовых походов? Неужели никто не выступил против этих обвинений? Летописи крестоносцев и их врагов могут ответить на эти вопросы.

  • Достопримечательности средневековых городов по воспоминаниям путешественников

  • Реконкиста – алчность или святость?

  • Черт, бес и дьявол в изобразительном и литературном наследии средневековой Европы и Древней Руси
    Как выглядит черт? Всегда ли у дьявола был хвост? Кто такие бесы и каково их число? На эти не праздные вопросы никогда не было единого мнения. Образ нечистой силы развивался, уточнялся, видоизменялся на протяжении средних веков. Далеко ли было чёрту католическому до чёрта православного? Кто из них страшнее? В этой теме соединяется культурологический, искусствоведческий аспект, с исторической проблематикой связи жизненных условий и коллективных представлений о нечистой силе.

  • Образ русской женщины в иностранных источниках до XVIII века

  • Зло в восприятии русских книжников
    Что такое зло? Если из двух зол выбирают меньшее, то что выбирали русские книжники? Насколько христианскими были представления о природе зла, и какое зло их пугало больше всего в политической сфере, в сферах морали, закона и служения Богу?

  • Образ врага в русских источниках эпохи «Смутного времени»

  • «Смутное время» и его современники в России
    Маргинальные личности раннего средневековья. Сравнительный анализ (Фёдор Курицын, Афанасий Никитин, Андрей Курбский)

  • Чужаки на русской службе в XV-XVI веках
    В рассматриваемый период на русскую службу прибывали всевозможные иностранцы и иноверцы. Как жилось им в Московском царстве, что они здесь увидели, как сложились их судьбы? Исследовав этот вопрос можно сделать вывод о том, насколько терпимым было русское общество, и насколько оно было готово к модернизации, к восприятию европейского опыта и модели развития.

  • Опричнина Ивана Грозного

Научный руководитель: Сыров Василий Николаевич

  • История в мифологическом сознании

  • Миф и история: концепция М. Элиаде

  • Мифологическое наследие в античной историографии

  • Восприятие времени в архаическом сознании

  • Концепции времени и их значение для исторической мысли

  • Философия истории в трудах Августина

  • Проблемы исторического познания в работах мыслителей эпохи Просвещения

  • Становление учений о прогрессе: Тюрго, Кондорсэ

  • Основные черты концепции прогресса: историографический и критический анализ

  • Вопросы теории исторического познания в позитивизме 19 в.

  • Теория исторического познания: баденская школа неокантианства

  • Историческая концепция Г. Зиммеля

  • Цивилизационный подход в философии истории: границы и возможности применения

  • Что такое историзм: историографический и критический анализ

  • Проблема исторического объяснения: К. Гемпель, У. Дрей, А.Данто

  • Нарративный поворот в историческом познании

  • Концепция «осюжечивания» Х.Уайта: критический анализ

  • Проблемы исторического познания в работах Ф.Анкерсмита

  • Проблема соотношения истории и литературы

  • Учит ли чему-то история?

  • Функции исторического знания в культуре

  • Восприятие истории в массовом сознании

  • Место и роль нарратива в историческом познании

  • Структура исторического нарратива

Научный руководитель: Хазанов Олег Владимирович 

  • Проблемы применения формационного и цивилизационного подходов к истории Древнего Востока (по материалам отечественной историографии).

  • Проблема «восточного деспотизма» в отечественной ориенталистике.
    Древний Восток в свете концепций социоестественной истории.

  • «Идея человека» в культурах Древнего Востока и концепция «Осевого времени» К.Ясперса.

  • «Миф» как историографическая проблема.

  • Аллегория как форма мифологического мышления и как научная модель.

  • Переход от «Мифа» к «Логосу» в древневосточной культуре.

  • «Национализм» и «универсализм» на Древнем Востоке.

  • Реформа Эхнатона.

  • Финикийцы: между Востоком и Западом.

  • Проблема «типического» и «уникального» в еврейской традиции.

  • Создание первого еврейского государства и возникновение национальной идеи.

  • Власть божественная и власть мирская в текстах Библии.

  • Формирование библейского канона и становление традиции его устной интерпретации.

  • Пророческое движение в Палестине в свете различных подходов его интерпретации.

  • «Книга пророка Даниила»: исторический контекст и вневременные смыслы.

  • Иудаизм на рубеже эр и «проблема Кумрана».

  • Идея Мессии в иудаизме и христианстве.

  • Проблема историчности личности Иисуса Христа.

  • Еврейская мистическая традиция Каббалы и ее современные версии.

  • Библейский миф и его отражение в европейской культуре XX века на примере романа Т.Манна «Иосиф и его братья».

  • З.Фрейд и его "Моисей".

  • Проблема «Добра» и «Зла» в зороастризме.

  • Астрология как социокультурный феномен.

  • Традиционная йога и современные трансперсональные психотехники.

  • Буддизм в контексте древнеиндийской культуры.

  • Проблема формирования культурного архетипа индийской цивилизации.

  • Конфуцианство: формирование социально-этического идеала.

  • "Идеальное" государство Конфуция и Платона.

  • Место даосизма в древнекитайской культуре и обществе.

  • Даосизм: проблемы понимания «текста».

  • Рождение Клио: формирование исторической науки в древнем мире. 

Научный руководитель: Шевелёв Дмитрий Николаевич

НАПРАВЛЕНИЕ 1: Политические идеологии нового и новейшего времени в их институциональном и дискурсивном воплощениях
АННОТАЦИЯ: Утверждение любого политического режима сопровождается конкурентной борьбой за гегемонию в сфере символического производства и формированием информационного, политического, социального, экономического и культурного пространства, соответствующего новой государственной доктрине. Ключевым моментом этого процесса является идеологическое обоснование формирующегося порядка, его преимуществ относительно других потенциально возможных моделей общественного развития. Властвующей элите необходимо было постоянно поддерживать в обществе убеждение, что именно она является наиболее последовательной выразительницей его интересов. В результате взаимодействия государственной власти с различными социальными группами формируется свой специфический политический дискурс (или вернее дискурсы), своя особая политическую лексика и правила ее употребления. Дискурс, в данном случае, это не только особый способ организации речевой деятельности, но и особый способ понимания и интерпретации окружающего мира, социальной и политической действительности. Дискурс политического убеждения не тотален, его тематический репертуар ограничен значимыми для коммуникатора в данной политической ситуации проблемами. Но само дискурсивное пространство вписано в определенную картину мира, образующую своеобразный контекст для политической коммуникации.
На современном этапе развития российского общества необходимо обратиться к историческому опыту институционализации политических практик, направленных на завоевание и удержание симпатий населения, конструирование политической идентичности, мобилизацию общества на достижение поставленных государственной властью задач. Основанный на междисциплинарном синтезе анализ этих процессов, с одной стороны, позволит заполнить имеющиеся историографические лакуны. С другой – извлечь ценный опыт и необходимые уроки, которые следовало бы учитывать и сегодня при формировании новой модели общественных отношений.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ:
1. Российский и зарубежный исторический опыт институционализации политических идеологий.
2. Идеологические дискурсы в историческом контексте.
3. Исторические нарративы в формировании коллективной идентичности.
4. Социальный миф как компонент политической идеологии в исторической ретроспективе.
5. Периодическая печать как механизм трансляции идеологических дискурсов.
6. Художественное и документальное кино как идеологический дискурс.
7. Применение дискурс-анализа к изучению политических идеологий.
8 Контент-анализ в изучении политической пропаганды.
ЛИТЕРАТУРА:
Альтюссер Л. Идеология и идеологические аппараты государства (заметки для исследования) // Журнальный зал [сайт]. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2011/3/al3.html (дата обращения: 12.11.2012).
Барт Р. Мифологии / Р. Барт. – М., 1996. – 320 с.
Бурдье П. Социология социального пространства / П. Бурдье. – М., СПб., 2007. – 288 с.
Водак Р. Язык. Дискурс. Политика / Р. Водак. – Волгоград, 1997. – 139 с.
Гирц К. Интерпретация культур / К. Гирц. – М., 2004. – 560 с.
Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. Дейк ван. – М., 1989. – 312 с.
Йоргенсен М., Филлипс Л. Дискурс-анализ. Теория и метод / М. Йоргсен, Л. Филлипс. – Харьков, 2004. – 336 с.
Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. – Волгоград, 2002. – 477 с.
Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М., 1999.– 416 с.
Ласвель Г. Техника пропаганды в мировой войне / Г. Ласвель. – М. – Л., 1929. – 200 с.
Лассвелл Г. Язык власти // Политическая лингвистика. – Вып. 20. – 2006. – С. 264–279.
Уортман Р.С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии : в 2 т. Т. 1: От Петра Великого до смерти Николая I. – М., 2002. – 608 с.; Т. 2: От Александра II до отречения Николая II. – М., 2004. – 796 с.
Флад К. Политический миф. Теоретическое исследование / К.Флад. – М., 2004. – 264с.
Фуко М. Археология знания. / М. Фуко. – Киев, 1996. – 208 с.
Фуко М. Нужно защищать общество : курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975–1976 учебном году. – СПб., 2005. – 448 с.
Шварцмантель Д. Идеология и политика / Д. Шварцмантель. – Харьков, 2009. – 312 с.

НАПРАВЛЕНИЕ 2: Особенности формирования культурной памяти современного российского общества: методологические аспекты
АННОТАЦИЯ: Существование общества невозможно без такого компонента, как коллективная память, которая представляет собой социально конструируемый феномен. Коллективная память выполняет несколько важных функций:
– консолидирует общество, соединяя общностью воспоминаний поколения, то есть три социальных мира: предшественников, современников и преемников;
– играет важную роль в формировании воображаемого образа сообщества, с которым идентифицируют себя его участники («коллективная идентичность»)»;
– помогает людям ориентироваться в социальном пространстве.
При этом коллективные воспоминания ассоциируются с определенным временем, значимыми для данного общества датами, и пространством – памятными местами. Важной особенностью культурной памяти общества является эмоциональность в оценках прошлого, которые зачастую излишне прямолинейны и разделяют исторические явления на «хорошие» и «плохие». Кроме того, память избирательна. Она делает акценты на отдельные исторические события, игнорируя другие. Память всегда актуализирована, она обращает внимание только на такие явления, которые значимы для современности. Для нее характерна и персонификация, когда через оценку деятельности конкретных лиц формируются впечатления, суждения, мнения о том, что представляет особую ценность для сознания и поведения человека в данный период времени. Еще одной чертой памяти является гиперболизация, то есть преувеличение отдельных моментов исторического прошлого. В настоящее время изучение механизмов формирования и трансформации культурной памяти представляет важную исследовательскую задачу.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ:
1. «Места памяти» как элемент формирования и конструирования коллективной идентичности;
2. «Места» и «фигуры» памяти» современного российского общества;
3. Трансформация представлений о советской истории в культурной памяти современного российского общества;
4. Механизмы формирования и сохранения культурной памяти в интернет-пространстве;
5. Механизмы трансформации и интеграции научного знания в «обыденные» представления об истории.
ЛИТЕРАТУРА:
Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. – М., 2004. – 368 с.
Волков Е.В. «Гидра контрреволюции». Белое движение в культурной памяти советского общества. – Челябинск, 2008. – 392 с.
История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени. – М., 2006. – 768 с.
Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. – М., 2005. – 784 с.
Рикёр П. Память, история, забвение. – М., 2004. – 728 с.
Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. – СПб., 1999. – 328 с.
Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. – М., 2007. – 348 с.
Шенк Ф.Б. Александр Невский в русской культурной памяти. – М., 2007. – 592 с.

НАПРАВЛЕНИЕ 3: Методологические аспекты изучения истории повседневности
АННОТАЦИЯ: История повседневности является новой отраслью исторического знания, предметом изучения которой выступает сфера человеческой обыденности во множественных историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах. В рамках этого направления ведутся исследования условий жизни, труда и отдыха (быта, условий проживания, рациона питания, способов лечения, социальной адаптации), а также факторов, влияющих на формирование сознания и норм поведения, социально-политические предпочтения т.д. подавляющего большинства населения («обычных людей») той или иной страны в тот или иной исторический период. История повседневности является историей тех, без кого не могло бы быть истории, но кто для историков остался в истории преимущественно «безымянным» и «молчаливым». Интерес к данной сфере человеческого бытия существенно возрос в последнее десятилетие как со стороны философов, психологов и социологов, так и со стороны историков. «История, – считал российский ученый Ю.А. Поляков, – не политика, опрокинутая в прошлое, хотя исторические памятники всегда имеют политическую подсветку. Но, думаю, можно сказать, что история – это прежде всего повседневная жизнь, опрокинутая в прошлое... История повседневности – сумма миллионов судеб людей живущих в далёком и близком минувшем, имеющих как общие глобальные черты, так и специфические, региональные, национальные, наконец, индивидуальные. Задача – обрисовать их образ жизни в историческом разрезе, выявляя общее и особенное, неизменное и новое, ежедневно рождаемое буднями». Интерес историков к индивидуализированной повседневной жизни человека предполагает кардинальное смещение акцентов в исследовательском поле. «Центральными в анализе повседневности, – отмечал немецкий исследователь А. Людтке, – являются жизненные проблемы тех, кто в основном остались безымянными в истории. Интерес вращается вокруг их обыденных злоключений и несчастий, время от времени происходивших в их среде вспышек недовольства».
Реконструкция повседневности вовсе не так проста, как это может показаться на первый взгляд. С одной стороны, эта сторона действительности очень широка, всеохватна, с другой же, у историка зачастую либо очень ограниченный, либо слишком широкий круг источников, относящихся именно к этой сфере человеческой деятельности. В настоящее время исследователи, изучающие различные аспекты истории повседневности широко пользуется методами прикладной социологии, исторической демографии, антропологии, социальной психологии, культурологии. Приобретает популярность использование приемов микроанализа. Заметно возрастает и значение количественных методов.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ:
1. «Структуры повседневности» Ф. Броделя: повседневная жизнь в контексте истории «большой длительности».
2. Микроисторический подход к изучению истории повседневности.
3. История повседневности в интерпретации А. Людтке.
4. Возможности реконструкции повседневной жизни по источникам личного происхождения.
5. Возможности периодической печати как источника для изучения истории повседневности.
6. Особенности изучения повседневной жизни в переломные периоды истории.
ЛИТЕРАТУРА:
Бергер П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. – М., 1995. – 323 с.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV – XVIII вв. : в 3 т. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное / Ф. Бродель. – М., 1986. – 624 с.
Гинзбург К. Микроистория: две-три вещи, которые я о ней знаю // Современные методы преподавания новейшей истории. – М., 1996. – С. 207– 235.
Журавлев С.В. «Маленькие люди» и «большая история»: Иностранцы московского Электрозавода в советском обществе 1920-х – 1930-х гг. / С.В. Журавлев. – М., 2000. – 352 с.
Леви Дж. К вопросу о микроистории // Современные методы преподавания новейшей истории. – М., 1996. – С. 167– 190.
Людтке А. История повседневности в Германии: Новые подходы к изучению труда, войны и власти / А. Людтке. – М., 2010. – 271 с.
Медик Х. Микроистория // Thesis: теория и история экономических и социальных институтов и систем : альманах. – М., 1994. – Вып. 4. – С. 193– 202.
Нарский И.В. Жизнь в катастрофе: Будни населения Урала в 1917 – 1922 гг. / И.В. Нарский. – М., 2001. – 632 с.
Прошлое – крупным планом: Современные исследования по микроистории. – СПб., 2003. – 268 с.
Ревель Ж. Микроанализ и конструирование социального // Современные методы преподавания новейшей истории. – М., 1996. – С. 236– 264.
Тогоева О. «Истинная правда». Языки средневекового правосудия». – М., 2006. – 334 с.
Щюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / А. Шюц. – М., 2004. – 1056 с.

Научный руководитель: Ширко Татьяна Ивановна

  • От бюрократии к элите. Трансформация российского правящего класса на рубеже 1980-1990-х гг.: региональный аспект.

  • Модернизация и трансформация: основные направления децентрализации советской государственно-политической системы к. 20–нач. 21 вв.

  • Конституционные реформы и контрреформы 1990-2000-х гг: регионы как субъекты и объекты государственного строительства

  • Концепции социально-экономического развития сибирских регионов 1990-2000-х гг.: практическая реализация и значимые итоги.

  • Партии и общественно-политические движения в сибирских регионах: креатура власти или народные представители?

  • Реформы местного самоуправления в 1990-х и 2000-х гг. и их значение для регионального развития.

  • Протестное движение в Сибири 1980-нач. 1990-х гг.: участники, проекты, формы протеста.

  • Проблемы федеративного строительства Российской Федерации в нач. 1990-х гг.

  • Проект «Сибирской республики» нач. 90-х гг.: сепаратисты или новые областники?

  • Президентские избирательные кампании 1990-х-2000-х гг. в сибирских регионах.

  • Эволюция «партий власти» в России и их представительства в сибирских регионах (1994–2010 гг.)

  • Формирование региональной политико-административной структуры России в 1990-2000-х гг. (на примере Западной Сибири).

  • Формирование системы управления российскими регионами в 1990-х гг.

  • Формирование системы управления российскими регионами в 2000-х гг.

Научный руководитель: Юшников Александр Викторович

  • Образ Екатерины Медичи в историографии.

  • Французский королевский двор эпохи последних Валуа (2-я половина XVI в.)

  • Фаворитизм во Франции в XVI-XVIII веках.

  • Мемуары Маргариты Валуа (королевы Марго) как источник по истории религиозных войн во Франции.

  • Генрих III Валуа – личность и образ.

  • Протестантизм во Франции в XVI веке: зарождение и развитие.

  • Англо-французские отношения в XVI веке: между миром и войной.

  • Проблема федерализма в российской историографии и публицистике XIX-XXI в. (на примере отдельных авторов, на выбор)

  • Конструирование прошлого в российской публицистике XIX-XXI вв. (на примере отдельных авторов, на выбор)

  • Образ истории в художественной литературе (на примере отдельных авторов и произведений, на выбор)