«Маргинальность в России и Западной Европе».
Программа спецкурса Н.А.Сайнакова
Спец. курс рассчитан на 20 часов.
Предназначен для студентов обучающихся по специальностям гуманитарного профиля, прежде всего историкам, социологам, культурологам, второго-третьего курса обучения.
I. Маргинальность и языческая культура
Характеристика неопределённости и отчуждения в дописьменном обществе: лиминальность и изгойство
Связь сакральности и коммунитас с переживанием маргинальности
Ключевой фактор появления маргинальности в традиционном обществе
Маргинальный человек и маргинальное сообщество в контексте новации и архаики. Эволюция социальной жизни средневековья.
II. Маргинальный человек и маргинальное сообщество в контексте новации и архаики
Архаизм, суть его проявления и причины саморазрушения
Роль исключительности в объяснении изменений человека и общества
Маргинальность и трансформация индивидуального в социальное
III. Феномен смеха в связи с теорией маргинальности
Общетеоретические концепции смеха.
Карнавальный смех.
Концепции древнерусского смеха.
Смех и маргшинальность.
IV. Опричнина и маргинальность
Проблематика опричнины.
Социально-психологический контекст эпохи.
Идентичность средневекового человека.
Иван Грозный и опричники как пример маргинальной личности и маргинального слоя.
V. Реформация и раскол в контексте трансформации маргинального сознания
Социальная структура и бюргерство в Европейском обществе
Раскол русского общества
Вопрос о браке в расколе
Психосоциальный кризис в России и Европе
VI. Внутренний враг русской интеллигенции
Понятие интеллигенции, её происхождение, социальный состав, и специфика существования в социуме
Моральное измерение существования интеллигенции
Враги интеллигенции
Антибуржуазные традиции и мещанство
Маргинальность и экстремизм между интеллигенцией и мещанством
VII. Маргинальность в современном мире
Анализ фильма «Игры разума»
Маргинальность в современном мире
Анализ фильма «Форест Гамп»
Итоговый практикум
Литература
Маргинальность и языческая культура
Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. – СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2000.
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. –М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Изгои и изгойничество как социально-психологическая позиция в русской культуре преимущественно допетровского периода ("свое" и "чужое" в истории русской культуры) // Ученые записки ТГУ. Тарту, 1982. Вып. 576.
Сайнаков Н.А. Изгойство, девиация и маргинальность на Руси в XI – XII вв. - http://www.vsu.ru/dept/hist/medieval/hesp/index.htm 2002.
Тернер В. Символ и ритуал. – М., Наука, 1983.
Шкуратов В. Историческая психология. – Ростов-на-Дону, 1994
Ясперс К. Смысл и назначение истории. /Ясперс К.-М.: Политиздат, – М., 1991.
Маргинальный человек и маргинальное сообщество в контексте новации и архаики. Реформация и раскол в контексте трансформации маргинального сознания
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.
Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Том 2. Жизнь города и деятельность горожан. – М.: Наука, 1999. – 345 с.
Лотман Ю.М. Культура и взрыв. -М.,1994.
Раков В.М. «Европейское чудо» (рождение новой Европы в XVI – XVIII вв.): Учеб. Пособие. – Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1999.
Тойнби А.Дж. Архаизм http://gumilevica.kulichki.net/Toynbee/Toynbee305.htm
Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М., 1991.
Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1995.
Чернецов С.Б. Нарушительница норм женского поведения в Эфиопии 17в. Валата Петрос - героиня «Жития матери нашей Валата Петрос.\\ Этнические стереотипы мужского и женского поведения. - С-Петербург, 1991.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.
Феномен смеха в связи с теорией маргинальности
Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура// Бахтин как философ. - М.: 1992. С.13-15
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Худож. лит., 1990.
Генон Рене. О смысле карнавальных праздников//Вопросы философии. - М.: Наука, 1991. №4.
Карасёв Л.В. Философия смеха. – М.: Рос. гуманит. ун-т, 1996.
Карасёв Л.В. Мифология смеха// Вопросы философии. - М.: Наука, 1991. №7.
Карасёв Л.В. Опыт несмеяния// Человек. - М.: Наука,1992. №5.
Карасёв Л.В. Смех и зло// Человек. - М.: Наука, 1992. №3.
Лихачев Д.С., Панченко А.М. “Смеховой мир” Древней Руси. - М.: Наука. 1984.
Лотман Ю., Успенский Б. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси// Вопросы литературы. - М.: Госполитиздат, 1977, № 3
Любарский Я.Н. Царь - мим (к проблеме образа византийского императора Михаила III) // Византия и Русь. - М.: Наука, 1989.