Главная страница

Карта сайта кафедры

Спецкурс Н. А. Сайнакова

"Научные картины мира в связи с феноменом маргинальности"

 Спец. курс рассчитан на 20 часов.

Предназначен для студентов обучающихся по специальностям гуманитарного профиля, прежде всего историкам, социологам, политологам второго-третьего курса обучения.

Актуальность спец. курса обусловлена недостаточностью получаемого студентами знания междисциплинарного теоретического наследия гуманитарных наук, в области методологии и обществознания. Актуальным так же является изучение понятия маргинальности, повсеместно используемое в гуманитарных науках, но до сих пор не имеющее твёрдой теоретической базы.

Задачи спец. курса – познакомить студентов с основными научными и мировоззренческими парадигмами XX века – позитивизмом, структурализмом, семиотикой, синергетикой и постмодернизмом, в связи с феноменом маргинальности.

Целью курса является ответ на вопрос о сути и познавательных возможностях каждой из этих мировоззренческих парадигм, о возможностях существования в их рамках понятия маргинальности и, наконец, о сути самого феномена маргинальности, возможностях его исследования современным методологическим инструментарием.

Для осуществления заявленных целей и задач, на спец. курсе последовательно рассматриваются указанные научные парадигмы, выясняются их объекты, принципы, задачи и методы. Выясняется, существовало ли, и возможно ли, в их рамках, понятие маргинальности, а если возможно, то каков потенциал его изучения. Затем рассматривается собственно история появления и развития понятия маргинальности в ходе генезиса социологической науки. Знания, полученные прежде, актуализируются в новом ракурсе и помогают глубже понять смысл развития понятия маргинальность.

На заключительном этапе студентам предлагается, используя современнейшие концепции маргинальности, попытаться вычленить смысловое ядро понятия, определить стратегию исследования феномена в прошлом и в настоящем.

Методика подачи материала – лекционная, с элементами семинарских занятий, имеющих целью актуализацию полученных на предыдущем этапе обучения и в ходе спец. курса знаний,  а так же получения навыков самостоятельной теоретической работы.

Спец. курс разработан на основе широкого спектра научной литературы, а так же собственных изысканий и публикаций автора, касающихся теории маргинальности.

Программа к зачёту

Кризис гуманитарных наук, его связь с общественным кризисом и перспективы развития науки. Причины научного кризиса. Дело Алана Сокала. 

Позитивизм

  1. «Дух позитивизма». Основатель позитивизма и два принципа науки. Функции науки.

  2. «Закон трёх стадий». Базисная наука. Статика, динамика и политика. Милль и его теория. Принцип сознания. Неопозитивизм. Позитивизм и маргинальность.

Структурализм

  1. Цель структурализма. Структуралистская деятельность. Объект.

  2. Причины возникновения структурализма во Франции. Структурализм и марксизм.

  3. Соссюр и истоки структурализма. Основные принципы структурализма.

  4. Основные представители. Эпистема. Критика структурализма.

Семиотика

  1. Основатели семиотики. Синтактика, семантика и прагматика. Знак, семиозис.

  2. Семиотика как состояние ума. Семиотика в СССР. Критика семиотики.

  3. Семиотика и маргинальность.

Синергетика

  1. Задачи синергетики. Цель синергетики. Динамический хаос.

  2. Диссипативная структура. Энтропия, флуктуация, бифуркация.

  3. Синергетика в истории. Синергетика и маргинальность.

Постмодернизм и его социальная теория

  1. Культура как система знаков. Мир как текст. Смерть субъекта. Децентрация.

  2. Постмодернистская чувствительность. Отказ от истины.

Постмодернизм и трансформация сознания

  1. Рождение постмодернизма.

  2. Эпистемология постмодернизма: дефундаментализм, фрагментарность, конструктивизм. Критика социологического знания. Постмодернистская социология.

  3. Образ общества в постмодернизме. Постмодернизм и постнеклассическая наука.

  4. Критика постмодерна. Постмодернизм и маргинальность.

Генезис социологии и возникновение понятия маргинальность

  1. Три течения психологизма: индивидуалистическое, групповое и социетарное.

  2. Формальная социология Дильтея. Зиммель: понятие формы и содержания.

  3. Чуждость. Становление социологической школы в Чикаго.

  4. Р.Э. Парк и социальный контроль. Методология Парка. Социальная экология.

  5. Личность и социально-экологический процесс.

«Маргинальный человек» Парка и Стоунквиста

  1. Маргинальность и природа маргинального человека.

  2. Социальные изменения и индивидуальные установки.

  3. Критика концепции. Маргинальное положение Стоунквиста. Маргинальная среда.

  4. Маргинальный человек Парка и Стоунквиста. Девиация. Развитие концепции маргинальности.

Маргинальность «по определению» в социологической мысли

  1. Концепция Шибутани. Маргинальный статус. Аномия. Фрустрация.

  2. Структурная маргинальность. Критерии отнесения.

  3. Маргиналы в европейской традиции. Теория Мертона и Парсонса.

  4. Виды маргинальности. Критика структурно-функционального подхода.

Литература к лекции «Позитивизм»

 Литература к лекции «Структурализм»

 Литература к лекции «Семиотика»

Литература к лекции «Синергетика»