МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ
«ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ»
автор-составитель А.В.Бочаров, 2008
Темы, проблемы и понятия курса лекций «История Западной Европы в позднее средневековье Литература в НБ ТГУ по истории Позднего средневековья в Европе Хронологическая шкала правителей Европы 16 - начала 17 веков Хозяйственные регионы Европы в 16 веке. Таблица Итальянские войны 1494 - 1559 (таблица систематизации фактов) Исторические источники |
Практические
занятия:
|
Принципы оценки практических занятий А.В.Бочарова и условия сдачи экзаменов
Программа лекций. Период конца XV – середины XVII веков является переломной эпохой в Европейской истории. В эту эпоху взаимодействовали, с одной стороны, сложившиеся в средневековую эпоху социально-экономические и культурные тенденции, с другой стороны, складывающиеся новые тенденции, противостоящие прошлым традициям и социальным институтам. Эти тенденции привели к становлению новой европейской цивилизации. В связи с этим в курсе лекций большое внимание уделяется и преемственности с предшествующей средневековой эпохой, и зарождению новых явлений, лежащих в основе современной западной цивилизации. Важность и актуальность курса раскрывается через аналогии с современными явлениями, чьи истоки лежат в эпохе позднего средневековья (раннего нового времени). Истоки современной глобализации связаны с Великими географическими открытиями, началом колонизации, образованием заморских торговых кампаний и банкирских семейных кланов (прообразы транснациональных кампаний современности). Институт бюрократического аппарата в современных национальных государствах и органы государственной безопасности зарождаются в процессе становления абсолютизма. Истоки современной политической пропаганды связаны с изобретением книгопечатания, с информационными войнами эпохи реформации и контрреформации, с зарождением журналистики в начале XVII века. Научно-техническая революция, огромные роль и авторитет науки в современном обществе явились итогом секуляризации и рационализации сознания в XVI веке вообще и зарождением естествознания в частности. В курсе лекций рассматриваются все, прежде традиционные в отечественных ВУЗах тематические блоки, связанные с развитием капитализма и классовой борьбой, но эти темы не являются доминирующими. Специфика предлагаемого курса лекции, заключается в значительном внимании, уделяемом развитию католичества и папства как одной из главных сил европейской истории. По теме зарождения естествознания значительное внимание уделяется взаимодействию научного мировоззрения с церковью, натурфилософией и магией. При этом отвергается прежний атеистический постулат о противостоянии науки и религии, и на конкретных примерах показывается их тесная и сложная взаимосвязь в изучаемую эпоху. Все исторические процессы и явления раскрываются сквозь призму судеб и личностей исторических деятелей, в том числе и малоизвестных. В знакомстве со многими историческими деятелями главным лейтмотивом стало избегание традиционных шаблонов и стереотипов однозначного негативного или позитивного отношения к этим деятелям, подчёркивается неоднозначность их свершений и противоречивость личности. Экзаменационные билеты. При подготовке к экзамену, нередко, кратковременное поверхностное заучивание в ущерб долговременному запоминанию и глубокому пониманию требует основной затраты сил. Учитывать это особенно важно в условиях большой учебной нагрузки и в ситуации чрезвычайной насыщенности информационного поля современной повседневности. В связи с этим необходим поиск новых средств не только подачи материала, но и контроля его усвоения. Полный отказ от традиционного экзамена в форме собеседования и переход на тестовую систему не представляется целесообразным, так как в гуманитарных дисциплинах важен сам процесс формулирования ответов, важна живая речь. С целью сделать процесс подготовки к экзамену и сам экзамен более адекватным, все термины, названия и имена указаны сразу в экзаменационных билетах, чьё содержание полностью соответствует программе лекционного курса. Даты правления королей и императоров также доступны на экзамене в виде хронологической шкалы, визуализирующей синхронное соотношение периодов правления в основных государствах Западной Европы. Студент может не вспомнить сразу обозначения терминов, даты или имена - это не самое важное. Гораздо важнее знать и понимать события и явления, связанные с данными терминами, датами и именами. При наличии такого знания, сами обозначения терминов, имён и дат должны служить напоминанием. Студент-историк должен иметь чёткий и адекватный пространственно-географический образ событий. Он должен уметь показать место событий на контурной карте, а не просто найти его по надписям в историческом атласе. При этом историческими атласами на экзамене пользоваться нельзя – они предназначены только для этапа обучения. Использование атласов и программ курсов на экзамене запрещено также и потому, что атласы и методички служат главным образом как дополнительный и удобный инструмент для хранения шпаргалок. Программа практических занятий. Практические занятия посвящены изучению следующих тем и проблем истории позднего средневековья (раннего нового времени) стран Западной Европы: 1. Специфика северного Возрождения, основные идеи гуманистического мировоззрения, особенности гуманистической литературы и её влияние на общественную жизнь (Брант, Роттердамский, Гуттен, Мор, Кампанелла). 2. Взаимоотношение и взаимодействие гуманизма и реформации (Роттердамский, Лютер, Кальвин) 3. Становление научного мировоззрения, зарождение экспериментального естествознания, отношение естествознания к религии, становление научного сообщества нового типа (Бэкон, Кампанелла). 4. Инквизиция, охота на ведьм и средневековая демонология (Шпренгрер и Инститорис). 5. Основные принципы абсолютистской политики и региональная специфика раннего абсолютизма (Макиавелли, Ришелье). Тематические блоки занятий (три гуманистические сатиры, три утопии, четыре богословских трактата, два политических произведения) позволили давать задания для проведения сравнительного анализа однотипных источников. На нескольких занятиях даются задания на освоение некоторых принципов контент-анализа текстов. Все произведения рассматриваются в контексте судьбы и творчества их авторов. Если биография и деятельность авторов не изучаются на лекциях, то этому специально посвящаются вопросы практического занятия. Освоение навыков понимания и изучения теологических текстов («О вавилонском пленении церкви», «О светской власти», «О христианской жизни») помимо создания более многогранного и целостного образа изучаемого исторического периода, призвано сформировать осознание того, что богословские идеи эпохи реформации – это не только продукт эпохи и последствие социально-экономических и политических потребностей, но и важнейшая движущая сила событий, определявшая цели и образ действия людей. Последовательность, объём и содержание вопросов к текстам исторических источников рассчитаны так, что поиск ответов на них сделает неизбежным полное (или почти полное) и внимательное прочтение источника и его систематизированный анализ. Традиционное задание к практикам представляет собой небольшое количество широко поставленных вопросов, относящихся ко всему источнику в целом или посвящённым ему статьям. В данном учебно-методическом пособии используется иной подход. Задаётся большое количество предельно конкретных узких вопросов, относящихся к определённым местам из текста источника. Такая постановка вопросов позволит избежать ситуации, когда подавляющая часть студентов может работать на практиках, не читая самого исторического источника, не имея о нём целостного представления, а опираясь только на поверхностное прочтение вторичных текстов, посвящённых источнику. В некоторых случаях, при работе с нарративным источником, чтобы правильно ответить на вопрос, достаточно всего лишь найти правильную цитату, однако поиск этой цитаты будет означать доскональное знакомство с текстом источника. В целом в ходе практик рекомендуется начинать ответ с формулировки обобщающих выводов и только затем приводить подтверждающие этот вывод цитаты из источника. Темы, проблемы и понятия курса лекций «История Западной Европы в позднее средневековье» Последовательность информационных блоков соответствует последовательности тематики читаемых лекций, содержание информационных блоков полностью соответствует содержанию экзаменационных билетов. 1. Предмет изучения истории позднего средневековья (раннего нового времени). Теория перехода и модернизация стран Запада. Проблемы периодизации; переходность; противоречивость; информационные процессы; Иоганн Гутенберг 2. Основные социальные, экономические, политические и идеологические тенденции исторического развития Западной Европы в конце 15 - первой половине 17 века. Усложнение социальной структуры; историческое значение реформации; основные характеристики складывания абсолютной монархии; клиентела; демографические тенденции эпохи, становление наций; изменения в мировоззрении; экономические и технологические предпосылки Великих географических открытий; астролябия; каравелла; совершенствование компаса; историческое значение и основные последствия Великих географических открытий и начала колонизации; развитие техники; изменение характера войн и армии, возникновение мануфактуры и три типа мануфактур; торговые кампании; Фуггеры; Лука Пачоли; 3. Специфика Северного Возрождения и Гуманизма Происхождение термина «гуманизм»; Роль взятия Константинополя турками (1453); Предпосылки складывания и отличительные признаки различий северного гуманизма от южного; братья общинной жизни; Гергард Гроот; Девентер; Фома Кемпийский; Николай Кузанский; Ян Амос Коменский; «Венера и Амур» Лукаса Кранаха Старшего; Ганс Сакс; Конрад Цельтис; роль латинского языка; структура средневековых университетов; республика учёных; три группы гуманистов; Творчество Альбрехта Дюрера в контексте специфики Северного Возрождения; Бенвенуто Челлини; Мишель Монтень; 4. Великие географические открытия Экспедиции 1432-1488 гг.: Энрике Навигатор; Сагриш; Диогу Кан; Бартоломеу Диаш. Экспедиции 1492-1498 гг.: Жуан II; Христофор Колумб; Паоло Тосканелли; роль Изабеллы Кастильской; Васко да Гама; Джон Кабот. Экспедиции 1500-1504 гг.: последние путешествия Колумба; Севильская торговая палата; Педру Альвариш Кабрал; Америго Веспуччи; Мартин Вальдземюллер; Герард Меркатор. Первое кругосветное плавание: Фернандо Mагеллан (Магальяйнш); Хуан Элькано; Антонио Пигафетта. 5. Католическая церковь в конце 15 – начале 16 века (до 1513г) "Ренессаные папы"; курия; Александр VI; Лукреция и Чезаре Борджиа; непотизм; конклав; Развитие культуры и духовная ситуация в католической церкви в начале 16 в.; политическое и экономическое положение Католической церкви в начале 16 в.; Юлий II; Собор Петра Великого; мориски; бенефиций; викарий; Латеранский собор; симония; правление папы Льва X; Джованни Медичи; Тамаш Бакоц; восстание Дёрдя Дожа; Болонский конкордат; аннаты; 6. Италия в первой половине 16 века Различия в арендных отношениях Севера и Юга; издольщина; испольщина; специфика итальянской сословной структуры; пополанство; Доминирующие отрасли промышленности; Флоренция - специфика политики и экономики; гонфолоньер справедливости; Аллесандро Медичи; Козимо I Медичи; Герцогство Тосканское; Генуя - специфика политики и экономики; "Книга народа"; Венецианская республика - специфика политики, экономики и культуры в XVI веке, Андреа Гритти; Гаспара Стампа 7. Итальянские войны Политическое положение Италии в начале 16 века и предпосылки войны; Анализ этих этапов по следующим признакам: противостоящие силы, основные сражения, территориальные изменения, политические последствия. Влияние политических последствий каждого периода войны на изменение противостоящих сил в последующий период войны. 8. Начало европейской колонизации Аффонсу де Албукерки; Аден; Гоа; Ормуз; Малакка; роль Лиссабона; Майя; Ацтеки; чибча и муиски; Кечуа; Инки; Эльдорадо; Эрнан Кортес; Кетцалькоатль; Теночтитлан; Мехико; энкомьенда; Бартоломе де Лас Касас; Франсиско Писарро; Биру; Куско; Лима;Гонсало Хименес де Кесада; Муекета; Санта-Фе-де-Богота; Лима; Куско; Потоси и революция цен 9. Политическое и экономическое развитие Германии в конце 15 – первой половине 16 веков Раздробленность; Рейхстаг; Ландтаг; курфюрсты; Якоб Вимфелинг; «Жалобы германской нации»; Собор в Туре; Максимилиан I Габсбург и особенности положения церкви в Германии; городское управление; горная промышленность; три сельскохозяйственных региона; Эльба; мейерская аренда; посмертный побор; Башмак; Йос Фриц; Бедный Конрад; рыцарское восстание; Ульрих фон Гуттен; Франц фон Зиккенген. 10. Биография и начало деятельности Мартина Лютера Детство и юность Лютера; Августинский орден и влияние Августина на Лютера; влияние Иоганна Таулера; Виттенберг; Альбрехт Бранденбургский; Иоганн Тецель; «95 тезисов»; Иоганн Экк; Карлштадт; «О вавилонском пленении церкви» «О свободе христианина», «К христианскому дворянству германской нации»; Фридрих Мудрый; Филипп Меланхтон; Вормский Рейхстаг; Вартбург; Цвиккауские пророки и борьба Лютера с радикальной реформацией; Нюрнбергский рейхстаг 1522-23 гг. 11. Швейцария в конце 15 - начале 16 веков Швабская война; кантоны; Тагзатцунг; специфика хозяйственных районов; военное наёмничество и роль Франции в его стимулировании; причины особого международного статуса Швейцарии; предпосылки реформации в Швейцарии. 12. Ульдрих Цвингли и Реформация в Швейцарии Биография Хульдриха (Ульриха) Цвингли; Айнзидельнский монастырь; Самсон; Диспут в Бадене; Эколампадиус; возникновение анабаптизма; Конрад Гребель; деятельность в Цюрихе; Мартин Буцер; Марбургское собеседование; Война с лесными кантонами (Каппельские войны). 13. Крестьянская война в Германии Причины Крестьянской войны; Томас Мюнцер; Шторх; Себастьян Франк. Восстание в Швабии: Ганс Мюллер; «12 статей»; Вейнгартенский договор. Восстание во Франконии: «Статейное письмо»; «Гейльброннская программа»; Флориан Гейер; участие рыцарей - Флориан Гейер и Гец фон Берлихинген. Восстание в Тюрингии и Саксонии: Генрих Пфейффер; битва у Франкенхаузена. Лютер во время крестьянской войны; «Увещевание к миру»; Восстание в Тироле и Зальцбурге: Михаил Гайсмайер; "Земское устройство". Завершение и итоги Крестьянской войны. 14. Реформация в Германии в 1525-1555 годах Рейхстаг в Шпайере 1526 г.; «Малый катехизис» и «Большой катехизис»; роль Филиппа Меланхтона в этот период; реформа образования; Рейхстаг в Шпайере 1529 г. и происхождение понятия «протестанты»; «Аугсбургское Исповедание»; первые войны между католиками и протестантами; роль Карла V Габсбурга в первых войнах между католиками и протестантами; "Царство праведных" в Мюнстере; герцог Мориц; Аугсбургский религиозный мир. 15. Жан Кальвин и женевская реформация Биография Жана Кальвина; Фарель; церковная реформа в Женеве; проповеди Кальвина; основные положения учения Кальвина – доктрина предопределения и её связь с причастием и земным призванием; отношение Кальвина к государству; распространение кальвинизма и его влияние на европейскую историю; Генрих Буллингер; Женевская академия; Джон Нокс; влияние на Францию; отношение докторской реформации к Апокалипсису; смерть Кальвина и Теодор Беза. 16. Испания в первой половине 16 века Кортесы; гранды; специфика основных хозяйственные районы; Кастилия, Арагон; Толедо; Валенсия; Места; Севильская торговая палата; Хуана Безумная; правление Карла I; Вальядолид; причины, ход и последствия восстания комунеpoc; Священная хунта; Хуан де Падилья; "99 статей"; Майорка (Мальорка). 17. Экономическое развитие Англии в первой половине 16 века Народонаселение Англии; внутренний рынок; сукноделие; джентри; фригольдеры и копигольдеры; коттеджеры; "собирание ферм"; огораживания; пауперы; восстание Роберта Кета. 18. Специфика становления абсолютизма в Англии. Генрих VIII Генрих VII; факторы и содержание специфики английского абсолютизма; Генрих VIII; причины начала реформации «сверху»; Акт о супрематии; догматическая и обрядовая специфика англиканства; Томас Кранмер; Томас Кромвель; "Десять статей"; Жёны Генриха VIII; Екатерина Арагонская; Анна Болейн; Джейн Сеймур; кардинал Уолси; Анна Клевская; Кэт Говард; Екатериной Парр. 19. Франция в первой половине 16 века Три хозяйственных региона Франции; ценз; баналитет; шампар; сервы; менмортабли; особенности первоначального накопления капитала; родовитое дворянство шпаги и новое дворянство – соотношение привилегий; дворянство мантии; Людовик ХII; Анна Бретанская; 20. Ренессансная монархия во Франции. Франциск I; сенешал; бальяж; Фонтенбло; реформация во Франции: Жак Лефевр д'Этапль; Фарель; Луи де Беркен; Женщины в политике Валуа; Маргарита Наваррская; «Гептамерон»; судьба Генриха II, молодость Екатерины Медичи; Диана де Пуатье; герцогиня д'Этамп 21. Англия 1547-1558: поиски собственного политического пути Эдуард VI; Сомерсет; Нортумберленд; Джейн Грей; Мария Тюдор Кровавая; Томас Уайатт 22 Нидерланды в первой половине 16 века Роли бургундского герцога Карла Смелого, Максимилиана Габсбурга и Карла V Габсбурга в становлении политического устройства Нидерландов; габсбургский округ; статхаудер (штатгальтер); Генеральные штаты; основные хозяйственные районы Нидерландов; роль Антверпена; Ян Лейденский; специфика сектанского движения в Нидерландах; Менно Сименс; меннониты. 23. Правление Филиппа II в Испании Молодость и первые годы правления Филиппа II; изменения методов правления Филиппа II по сравнению с отцом; история создания Эскориала; стиль правления Филиппа II; внутренняя политика; восстание морисков; внешняя политика Филиппа II; Анна Австрийская; Фрэнсис Дрейк; Кадис; Непобедимая армада. 24. Отношения Европы с Османской империей в 16 веке Османская угроза и особенности дипломатических отношений между Портой и Европой; Испано-турецкая война 1570-х годов; личность и судьба Дон Хуана Австрийского; Морея; Фамагуста; битва при Лепанто; политические последствия битвы; галеры, галеасы и галеоны. 25. Католическая церковь во время и после реформации. Изменения в политике папства и духовно-монашеском движении. Римские папы периода реформации: Адриан VI; Климент VII; Александр Фарнезе; папа Павел III; Джанпьетро Караффа; новые монашеские ордена: театинцы, варваниты (барбаниты), капуцины, кармелиты; Тереза Авильская; Хуан де ла Крус; Папа Пий V; борьба за университеты; папа Григорий XIII; нунциатуры; реставрация католицизма в протестантских странах; Рудольф II; папа Сикст V; численность и группы кардиналов; барокко; папа Климент VIII; отношения с Генрихом IV. 26. Начало контрреформации и Тридентский собор. Этапы проведения собора, расстановка интересов на каждом из этапов и итоги каждого из этапов; уровни совещаний на соборе; роль Карла V и Франциска I; папа Павел III; противостояние императорской и папской партий; папа Юлий III; папа Павел IV; «Индекс запрещённых книг»; «Такса святой апостольской канцелярии»; папа Пий IV; основные решения и постановления Тридентского собора: дисциплинарные постановления в отношении епископата; постановления о Священном Писании и Священном Предании, о монашествующих, об индульгенциях, о семинариях. Тридентское исповедание. Изменение политической идеологии папства. 27. Орден Иезуитов. Жизнь Иньиго Лойолы до преображения и после преображения; Создание Общества Иисуса; Франциск Ксаверий; Диего Лайнес; "Духовные упражнения"; иезуитская педагогика и реформа образования; отбор кандидатов в члены ордена; методы воздействия на общественное сознание; достижения ордена Иезуитов и влияние его деятельности на европейскую историю; государство иезуитов в Парагвае и судьба ордена в 16 – 18 веках. 28. Правление Елизаветы I Тюдор в Англии. Личность и судьба королевы Елизаветы I; девственность королевы; Вальтер Ралей; методы управления Елизаветы I; религиозное урегулирование; «Тридцать девять статей»; пуритане; Англо-шотландские отношения; Мария Стюарт и её борьба за власть; Джон Нокс; Ковенант; Эдинбургский договор; лорд Дарнли; экономическая политика Елизаветы I; "ливрейные компании"; лицензии и патенты; торговые монополии; Уильям Сесил лорд Берли и его отношения с королевой; историческое значение парламентских клиентелл при министрах; обострение англо-испанских противоречий; Эссекс; ход и исторические последствия колонизации Ирландии; Пейл; восстание в Ольстере; Маунтджой. 29. Гражданские религиозные войны во Франции: предпосылки, начало и первый период. Условия и предпосылки начала войны: Генрих III; Франциск Гиз; Карл Гиз; Антуан Бурбон; Конде; гугеноты; Амбуазский заговор; Васси; Шампань; Характеристика причинно-следственных связей трёх периодов войн: первый период – 1562-1570; 30. Гражданские религиозные войны во Франции: 2-й и 3-й период войн, завершение и итоги. второй период –1572-1576; третий период – 1580-1594. политические факторы второго периода религиозных гражданских войн; историческое значение и результаты второго периода; ход и события Варфоломеевской ночи; версии-интерпретации Варфоломеевской ночи; Маргарита Валуа и Генриха Бурбон Навварский; Гаспар де Колиньи; примирение в Сен-Жермене; Гугенотская конфедерация; Католическая Лига; Генрих Гиз; Генрих III; политические факторы третьего периода религиозных гражданских войн; Парижская Лига; герцог Алансонский; Генрих Наваррский; Карл Бурбон; «войны трех Генрихов»; оценка политической деятельности Екатерины Медичи; фрейлины королевы-матери; ливр и экю; окончание войн. 31. Национально-освободительная революция в Нидерландах. Предпосылки освободительного движения; политика Филлипа II в Нидерландах; Маргарита Пармская; Гранвелла; Вильгельм Оранский; Эгмонт; Горн; Начало освободительного движения; "Компромисс"; гёзы; Иконоборческое восстание; режим герцога Альбы; алькабала; восстание 1572 г.; осада Лейдена; "Гентское умиротворение"; Аррасская и Утрехтская унии; война за независимость Северных Нидерландов; Фарнезе; Мориц Нассауский как полководец; устье Шельды; историографическая проблема «первой буржуазной революции». 32. Экономическое и политическое развитие Республики Соединенных провинций в первой половине XVII века. Колониальная экспансия Голландии; флойте (флайт, флейт); Ява Тасман; Новая Голландия; Нью-Амстердам; становление мирового рынка и его влияние на экономику разных стран Европы; роль Амстердама; социально-психологическая и культурная специфика голландской буржуазии; Арминий; Гомар; великий пенсионарий; Ян ван Олденбарнеф(в)елт; Мориц Нассауский. 33. Правление Генриха IV Бурбона. Французская монархия в начале 17 века. Нантский эдикт; реформы Сюлли; совет нотаблей; полетта; королева Марго и Мария Медичи; Франсуа Равальяк; начало правления Людовика XIII. 34. Правление кардинала Ришелье во Франции. Этапы жизненного пути Ришелье; подавление гугенотской оппозиции; реформы Ришелье и их роль в становлении абсолютизма во Франции; Мария Медичи; маршала Д`Анкр, Людовик XIII; Гастон Орлеанский; отец Жозеф; Ла Рошель; герцог Монморанси; Сорбонский университет; Теофраст Ренодо; «Ла Газетт» («Gazette de France»); Мариньяк; кардинал Мазарини. 35. Международные отношения в Европе в начале 17 века. Предпосылки Тридцатилетней войны. Четыре основных этапа Тридцатилетней войны. Краткая общая характеристика четырёх основных этапов Тридцатилетней войны; Донаувёрт; Максимилианн Баварский; Евангилическая унияи Католическая лига; интересы Франции, Дании, Швеции; краткая характеристика четырёх основных этапов Тридцатилетней войны: 1618—1623 гг., 1625—1629 гг., 1630—1635 гг., 1635—1648 гг. Роль Испании; Филипп III и Филипп IV; деятельность Оливареса. 36. Два первых периода Тридцатилетней войны. Ход событий и причинно-следственные связи в течение двух первых периодов войны. Чешский период: "Пражская дефенестрация"; роль императора Матвея; роль императора Фердинанда репрессии в Чехии; Тили; битва на Белой горе; Фридрих Пфальцский; восстановление католичества. Датский период: Кристиан IV; действия Тили; начало деятельности Альбрехта Валленштейна; реституционный эдикт; мир в Любеке. 37. Шведский и Франко-шведский периоды Тридцатилетней войны. Взаимосвязь действий антигабсбургских сил и имперских сил во время шведского периода войны; осада Магдебурга; Тилли; битва при Брейтенфельд 1631 г., роль императора Фердинада II; Кристиан IV; завершение деятельности Валленштейна; Густав Адольф и его военные новшества; битва при Люцене; битва Нёрдлингене; Пражский мир; ход событий и причинно-следственные связи в течение последнего периода войны; битва при Брейтенфельде 1642 г.; битва при Рокруа; роль Франции; роль Дании и Швеции; битва при Янкове. 38. Историческое значение, повседневность и социально-психологические последствия Тридцатилетней войны. Гриммельсгаузен и "Симплициссимус"; тотальность войны; ландскнехты; мародёрство; роль религиозности; изменение положения мирного населения; социально-психологическая характеристика «военного» поколения. Вестфальский мир: факторы начала мирных переговоров; Мюнстер; Оснабрюк; Вестфальский мир и политические последствия войны для каждой из стран. 39. Скандинавские страны в позднее средневековье. Специфика скандинавских стран по сравнению с основным европейскими державами. Хозяйственно-экономические особенности Дании, Норвегии, Исландии, Швеции, Финляндии. Кальмарская уния; Балтийские войны; Швеция: скаттовые бонды; «Стокгольмская кровавая баня», Густав Ваза; Сигизмунд Ваза; Густав II Адольф; Упсала. Финляндия: Гельсинкфорс; Михаил Агрикола. Дания: Ютландия; Копенгаген; Шлезвиг и Гольштейн; реформы Кристиана II; «графская распря»; ригсдаг; Ураниенборг Тихо Браге; Норвегия: статхольдер; одальбонды; хусмены. 40. Англия в эпоху Якова I. Экономические трудности начала XVI века, изменения в парламентской деятельности, взаимоотношения католиков и пуритан, Гай Фокс, внешняя политика: отношения с Францией и Испанией. 41. Охота на ведьм во 2-й половине XVI - XVII веках. Региональные различия преследований за колдовство; демонологические трактаты; юридическое обоснование; инквизиционный суд; королевские и городские суды; позиция университетов и гуманистов; масштабы охоты на ведьм; исторические споры о причинах охоты на ведьм. Важнейшие даты для обязательного запоминания 1456 Первопечатная книга (Библия Гутенберга) 1469—1536 Годы жизни Эразма Роттердамского. 1483—1546 Годы жизни Мартина Лютера. 1492 Открытие Америки Христофором Колумбом. 1494—1559 Итальянские войны. 1497—1499 Экспедиция Васко да Гамы, открытие морского пути в Индию. 1514 Крестьянская война в Венгрии под предводительством Дьёрдя Дожи. 1516 Болонский конкордат. 1517 Выступление Лютера с "95 тезисами". Начало Реформации в Германии. 1518—1531 Деятельность Цвингли в Цюрихе. 1519—1521 Экспедиция Кортеса, завоевание Мексики испанцами. 1519—1522 Первое кругосветное плавание Ф. Магеллана 1519—1555 Правления императора Карла V 1520—1521 Восстание комунерос в Кастилии. 1522—1523 Рыцарское восстание в Германии. 1523 Расторжение Кальмарской унии между Швецией и Данией. Восстановление независимости Швеции. 1524—1525 Крестьянская война в Германии. 1530 Аугсбургский рейхстаг. "Аугсбургское исповедание веры". 1534 "Акт о супрематии" в Англии. 1534—1535 Анабаптистское правление в Мюнстере. 1534—1536 Гражданская война в Дании — "графская распря". 1536—1564 Деятельность Кальвина в Женеве. 1540 Официальное утверждение папой Ордена иезуитов. 1540 Захват Буды османами. Раздел Венгрии между Османской империей и австрийскими Габсбургами. 1545—1563 Тридентский собор. 1546—1548 Шмалькальденская война в Германии между императором Карлом V и протестантскими князьями. 1555 Аугсбургский религиозный мир. 1560—1598 Гражданские (религиозные) войны во Франции. 1566—1609 Борьба за независимость в Нидерландах. 1571 Битва при Лепанто, победа объединенного флота Испании и Венеции над османами. 1572 (24 августа) Варфоломеевская ночь в Париже 1588 Поход и гибель "Непобедимой армады". 1598 Нантский эдикт Генриха IV. 1618—1648 Тридцатилетняя война в Европе. 1620 ноябрь Битва на Белой горе, утрата Чехией самостоятельности. 1627—1628 Осада крепости Ла Рошель. 1648 Вестфальский мир. Нарративные источники по истории Западной Европы в позднее средневековье. Занятие 1. Анализ книги С. Бранта «Корабль дураков» 1. Биография Себастьяна Бранта 2. История создания и распространения книги «Корабль дураков». 3. Смысл и происхождение образа-символа корабля дураков. 4. В чём отличие понимания человеческих пороков Брантом от христианского средневекового понимания? 5. В каких стихотворениях и как Брант объясняет то, зачем он написал свои сатиры? 6. Мог ли тип глупцов, описанный в стихотворении «О бесполезных книгах», быть широко распространён до 15 века. Как в этом стихотворении не явно характеризуется отношение общества к гуманистам. 7. Какие образы и сюжеты, указывают на связь творчества Бранта с национальным фольклором? 8. Как следует относиться к богатству и чем может гордиться мудрец, по мнению Бранта в стихотворении «О стяжательстве»? 9. В каких стихотворениях, и какие пороки, связанные с отношениями между мужчинами и женщинами высмеивает Брант? Каков взгляд автора на эти пороки – светский или религиозный? 10. Какие пороки, связанные с воспитанием, высмеивает Брант? 11. В каких стихотворениях, и какие пороки, связаны с властью и правлением? 12. В каких стихотворениях, и какие пороки, связаны с церковью и духовенством? 13. В чём Брант обвиняет нищих, кто высмеивается в стихотворении «О нищенстве». 14. Оцените насколько полно представлена социальная иерархия и социальные слои в сатире Бранта. 15. Какие, критикуемые Брантом явления, можно считать общечеловеческими и присущими всем эпохам, а какие только средневековью? 16. Образ мудреца у Бранта и его отличие от идеала христианского аскета. 17. Соотношение назидания и иронии в «Корабле дураков». 18. Соотношение призывов к реальным светским достижениям в земной жизни с увещеваниями воздаянием после смерти. 19. Какие специфические черты северного Возрождения, и в каких стихотворениях можно выявить. 20. Для чего Брант широко использует библейские и античные образы и сюжеты (своё мнение обосновать на конкретных примерах). Дополнительное задание, обязательное только для тех, кто претендует на отличную итоговую оценку за практические занятия: Контент-анализ «Корабля дураков» 21. Анализ количественного соотношения библейских и христианских образов и сюжетов с образами и сюжетами античной мифологии и истории. Ø Разделить группы стихотворений, где есть: a. образы и сюжеты только из античной мифологии и истории; b. образы и сюжеты только из библейской мифологии и истории. c. образы и сюжеты и из библейской, и из античной мифологии и истории. Сравнить размеры данных групп. Ø Установить общее количество упоминаний библейских образов (например, образ чёрта или наказания в аду), сюжетов, имён и названий и аналогичное количество упоминаний связанное с античностью. При этом повторяющиеся в разных стихотворениях имена и образы, считать, а повторяющиеся в одном стихотворении имена и образы, не считать: несколько упоминаний одного и того же имени в одном стихотворении считать как одно упоминание. Ø Сделать на основе количественного анализа выводы о соотношении в творчестве Бранта христианских традиций и традиций Возрождения. Источники информации для Занятия 1:§ Брант Себастиан. Корабль дураков. Избранные сатиры. М., 1965. В НБ ТГУ: Книгохранилище. Шифр: 846607, 846592. § Брант Себастиан. Корабль дураков. Избранные сатиры. М., 1984. В НБ ТГУ: Книгохранилище. Шифр: 1-560802, 1-560803 § Брант Себастиан. Сакс Ганс. С. Брант. Корабль дураков /. Г. Сакс. Избранное. М., 1989. В НБ ТГУ: Зал 4 Филолог. абонемент х/л. Шифр: Ш6(0) Б874КХ Книгохранилище. Шифр: 1-724960, 1-741535к § Серия “Библиотека всемирной литературы ”. Брант Себастиан; Роттердамсикй Эразм; Гуттен Ульрих фон. Себастиан Брант. Корабль дураков. / Эразм Роттердамский. Похвала глупости. Навозник гонится за орлом. Разговоры запросто / Ульрих фон Гуттен. Письма темных людей. Диалоги. М., 1971. В НБ ТГУ: Зал 4 Филолог. Шифр: Ш6(0) Б874. Книгохранилище. Шифр: 1-066913, 1-066352. Занятие 2. Судьба и творчество Эразма Роттердамского 1. Биография Э.Роттердамского, его влияние на европейскую культуру и историю начала XVI века. 2. Мировоззрения Э.Роттердамского, особенности его позиции во время Реформации 3. Знать в общих чертах содержание и основные идеи следующих произведений Э.Роттердамского (установите русские переводы латинских оригинальных названий): Ø «Antibarbari» Ø «Adagia» Ø «Enchiridion Militis Christiani» Ø «Morie Encomium sive Stultitiae Laus» Ø «Institutio principis Christiani» Ø «Querella pacis undique ejectae profligataeque» Ø «Ratio seu methodus compendio proveniendi ad veram Theologiam» Ø «Colloquii familiaria» Ø «De Libero arbitrio» Ø «Paraclesis, id est, adhorttatio ad Christianae Philosophiae studium» Ø Hyperaspistes I Ø «Declamatio de pueris ad Virtutem ас literas liberaliter in-stituendis idque protinus a nativitate» Ø «De civilitate morum puerilium libellus» Дополнительное задание, обязательное только для тех, кто претендует на отличную итоговую оценку за практические занятия: 4. Прочитать на выбор одно из произведений Э.Роттердамского (кроме «Похвалы глупости»), переведённых на русский язык, и выявить основные темы, идеи, сюжеты и проблемы произведения. Это знание должно быть подкреплено приведением наиболее показательных, на Ваш взгляд, выдержек и цитат из произведения. Источники информации для Занятия 2:§ Латинские варианты названий произведений смотрите: В. В. Соколов. Философское дело Эразма из Роттердама // Роттердамский Эразм. Философские произведения. М., 1986. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ю3(0)43 Э74, а также в латино-русских словарях. § Роттердамский Эразм. Разговоры запросто. М., 1969. В НБ ТГУ: Зал 4 Филолог. Шифр: Ш6(0) Р79. Книгохранилище. Шифр: 1-02243, 1-021058, 1-020493к § Роттердамский Эразм. Стихотворения. М., 1983. В НБ ТГУ: Книгохранилище. Шифр: 1-494259 § Роттердамский Эразм. Похвала глупости. М., 1991. В НБ ТГУ: Зал 4 Филолог. Шифр: Ш6(0) Р79 § Роттердамский Эразм. Похвала глупости. М., 1991. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ю3(0)4 Э74 § Роттердамский Эразм. Воспитание христианского государя; Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного; Похвальное слово глупости. М., 2001. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ю3(4/8) Э74 § Серия “Библиотека всемирной литературы ”. Брант Себастиан; Роттердамсикй Эразм; Гуттен Ульрих фон. Себастиан Брант. Корабль дураков. / Эразм Роттердамский. Похвала глупости. Навозник гонится за орлом. Разговоры запросто / Ульрих фон Гуттен. Письма темных людей. Диалоги. М., 1971. В НБ ТГУ: Зал 4 Филолог. Шифр: Ш6(0) Б874. Книгохранилище. Шифр: 1-066913, 1-066352. § Маркиш С. П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М., 1971. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ю3(0)4 М267 § Цвейг Стефан. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского. М., 1977. В НБ ТГУ: Абонемент х/л. Шифр: Ш6(0) Ц261 § Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии: Очерки из истории гуманистической и реформационной мысли. М., 1978. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ю3(4/8) С50. Книгохранилище. Шифр: 1-318157 § Пуришев Б. И. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения Учебное пособие для филологических специальностей пединститутов. М., 1976. . В НБ ТГУ: Зал 4 Филологич. Шифр: Ш5(0) П889. Абонемент: Ш5 П889 § Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Идея "Универсального человека" Курс лекций. М., 1996. В НБ ТГУ: Зал 4 Филологич. Шифр: Ш5(0)4 П889 Занятие 3. Анализ книги Э.Роттердамского «Похвала глупости» 1. Какими мотивами и целями Э.Роттердамский объясняет стиль и специфику своего произведения в "Предисловии автора" 2. Оцените насыщенность текста "Похвалы Глупости" образами и сюжетами античной мифологии, истории и литературы. Сравните с использованием этих образов и сюжетов С.Брантом (сравнивать как по насыщенности, так и по целям использования). 3. Почему "Похвала Глупости" не только сатира, но и пародия. 4. Сравните "Похвалу Глупости" с "Кораблём дураков" по критерию близости к простонародной культуре. 5. Какую информацию о роли гуманизма в начале 16 века можно извлечь из Главы 6. 6. Кто из богов является матерью и отцом Глупости, согласно версии Э.Роттердамского в Главе 7, и почему. 7. Имеют ли сатирическую направленность Главы 11, 12, 13, 14, 19. Ответ обосновать. 8. Согласен ли, по вашему Вашему мнению, сам Э.Роттердамский со своей героиней в главах 16, 22. Используйте информацию об основных признаках гуманистического движения и специфике Северного гуманизма. 9. В каких главах высмеиваются пороки, связанные с браком и семьёй, что это за пороки, сравните их с аналогичной тематикой у С.Бранта. 10. Какие пороки общества не высмеиваются С.Брантом, но их рассматривает Э.Роттердамский. Чем можно объяснить такое различие с точки зрения изменения исторической ситуации в Европе. 11. В каких главах и за что высмеиваются дворяне и короли. Какие выводы из сатиры на высшие сословия можно сделать о понимании гуманистами благородства, богатства и свободы. 12. Согласен ли Э.Роттердамский, исходя из его судьбы и творчества, играть ту же комедию жизни, которую воспевает его героиня в Главе 29. 13. Каким предстаёт образ мудреца в представлении Глупости в главах 17, 19, 24, 25, 30, 36, 37. В чём глупость видит невыгоды мудрости. 14. В какой главе, и в связи с чем, начинают активно упоминаться христианские образы и обсуждаться проблемы церкви и веры. 15. Какие суеверия, и с каких позиций (разума или истинной христианской веры) высмеиваются в главах 40, 41, 45, 47. 16. За что высмеиваются средневековые схоласты-теологи в Главах 53, 54. 17. За что высмеиваются монахи в Главе 54. 18. Сравните с Брантом насколько далеко заходит сатира Э.Роттердамского в критике высших духовных ли в Главах 57-59. За что критикуется Папа Римский в Главе 59. 19. Сравните Главы 57-60, в которых речь идёт о церкви со всеми остальными предыдущими главами по признаку соотношения голоса автора и голоса его героини. Объясните различия. 20. В чём различия критики схоластики между главами 64, 65 с одной стороны и главами 53, 54, с другой стороны. Источники информации для Занятия 3:§ Роттердамский Эразм. Похвала глупости. М., 1983. В НБ ТГУ: Книгохранилище. Шифр: 1-527701, 1-527702, 1-527703 § Серия “Библиотека всемирной литературы ”. Брант Себастиан; Роттердамсикй Эразм; Гуттен Ульрих фон. Себастиан Брант. Корабль дураков. / Эразм Роттердамский. Похвала глупости. Навозник гонится за орлом. Разговоры запросто / Ульрих фон Гуттен. Письма темных людей. Диалоги. М., 1971. В НБ ТГУ: Зал 4 Филолог. Шифр: Ш6(0) Б874. Книгохранилище. Шифр: 1-066913, 1-066352. § Роттердамский Эразм. Воспитание христианского государя; Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного; Похвальное слово глупости. М., 2001. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ю3(4/8) Э74 Занятие 4. Анализ книги «Письма тёмных людей» 1. Биография Иоганна Рейхлина, его роль в знакомстве Европы с еврейской культурой и каббалой. 2. История написания «Писем тёмных людей», имена авторов книги, роль Пфефферкорна. 3. Значения слова обскурант (во времена Рейхлина и в современном мире). 4. Судьба и творчество Ульриха фон Гуттена. Отношение Э.Роттердамского к «Письмам тёмных людей». 5. Кому адресованы письма и почему? 6. Какую цель имели приветственные обращения в начале каждого письма? При поиске ответов на нижеследующие вопросы необходимо выписывать все номера писем, где содержится тематика, которой посвящён вопрос 7. Где и как высмеивается безграмотность, мнимая учёность и невежество богословов-схоластов? 8. Где и как высмеивается бессмысленность богословских споров? 9. Где и как высмеивается пьянство и обжорство богословов и монахов? 10. Где и как высмеивается развратность и нарушение целибата священниками и монахами? Что такое «молочная десятина» (см. текст «Писем тёмных людей» и примечания к нему)? 11. Где и как высмеивается отношение богословов к логике и авторитету Аристотеля? 12. Где, и в с связи с чем упоминается Папа Лев X? Как к нему относятся богословы-схоласты и монахи. 13. Где и каким образом отражено противостояние гуманистов и схоластов в Университетах. 14. В каких письмах (2-го тома) и как раскрывается то, как богословы восприняли выход «Писем тёмных людей». Дополнительное задание, обязательное только для тех, кто претендует на отличную итоговую оценку за практические занятия: 15. По каким признакам, по Вашему мнению, можно проводить сравнительный анализ трёх гуманистических сатир («Корабль дураков», «Похвала глупости» «Письма тёмных людей»). Проведите по предложенным Вами признакам такой сравнительный анализ. Источники информации для Занятия 4:§ Серия “Библиотека всемирной литературы ”. Брант Себастиан; Роттердамсикй Эразм; Гуттен Ульрих фон. Себастиан Брант. Корабль дураков. / Эразм Роттердамский. Похвала глупости. Навозник гонится за орлом. Разговоры запросто / Ульрих фон Гуттен. Письма темных людей. Диалоги. М., 1971. В НБ ТГУ: Зал 4 Филолог. Шифр: Ш6(0) 43 Б874. Книгохранилище. Шифр: 1-066913, 1-066352. § Пуришев Б. И. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения Учебное пособие для филологических специальностей пединститутов. М., 1976. . В НБ ТГУ: Зал 4 Филологич. Шифр: Ш5(0) П889. Абонемент: Ш5 П889 § Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Идея "Универсального человека" Курс лекций. М., 1996. В НБ ТГУ: Зал 4 Филологич. Шифр: Ш5(0)4 П889 Занятие 5. Анализ книги М. Лютера «О вавилонском пленении церкви». 1. Дать определения понятиям: таинства, евхаристия, рукоположение (священство), миропомазание (конфирмация), собóрование (елеосвящение), месса, литургия См.: Протестантизм. Словарь атеиста. / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина. М., 1990. / Зал 5 Соц.филос. Шифр: Э376 П832, Католическая энциклопедия Т. 1. А-З. М., 2002. Зал 5 Соц.филос библиотека МИОН. Шифр: Э375 К296, а также см. любой энциклопедический словарь 2. Общая характеристика причин и последствий изменения таинств папством. 3. История написания книги «О вавилонском пленении церкви», смысл её названия. 4. Реакция известных современников Лютера на эту книгу. Историческое значение этой книги для Реформации. 5. Главный филологический аргумент Лютера в критике католической доктрины таинств. 6. Почему и когда мирянам отказали в причастии под видом вина и как относился к этому Лютер. 7. В чём суть учения о пресуществлении. 8. Какую библейскую цитату произносит священник для превращения субстанции хлеба и вина в субстанции тела и крови Христа. (1 Кор. 11, 23-25) 9. Аргументы Лютера по поводу того, обязан ли христианин верить, что вино и хлеб принимают сущность тела и крови Христа. Отрицает ли Лютер идею пресуществления. 10. Богословско-филологические расхождения Лютера, Карлштадта и Цвингли в толковании слов: «Сие есть тело моё». 11. Суть третьего пленения таинства причастия, по Лютеру (и перечислить первые два). 12. В чём суть, согласно Лютеру, искажения католической церковью отношения верующих к таинству крещения. 13. Связь понимания Лютером крещения младенцев с доктриной оправдания верой. 14. Связь таинств со знамениями (и определение знамения по Лютеру). 15. Обобщите: наличие каких признаков делают обряд таинством согласно Лютеру 16. Суть искажения таинства покаяния, по Лютеру. 17. Почему миропомазание нельзя считать таинством, по мнению Лютера (найти место из Библии об общении Христа с детьми, которое в связи с миропомазанием имеет ввиду Лютер) 18. Какие слова Библии были неверно истолкованы (согласно Лютеру) так, что брак стал считаться таинством. (Еф. 5, 31-32). Почему брак как вид совместной жизни полов нельзя считать таинством. 19. Как следует относится христианину к разводам, согласно учению Лютера. 20. Почему священство вредно считать таинством. Найти и процитировать каким местом из Библии (1 Пет. 2, 9) Лютер доказывает, что все люди обладают равными правами со священниками. 21. Донатистский спор о священстве. Какой позиции в этом споре придерживается Лютер и почему, по-вашему мнению его позиция именно такая. 22. Найти и процитировать слова Библии, исходя из которых, было введено таинство елеосвящения (Иак. 5, 14-16). Почему, по мнению Лютера, елеосвящение нельзя считать таинством. Источники информации для Занятия 5:§ Отрывки из Трактата Лютера «О вавилонском пленении церкви» и комментарии к ним [Электронный вариант размещён в Интернет] § Макграт А. «Богословская мысль реформации» / Глава 8. ДОКТРИНА ТАИНСТВ / Раздел "Лютер о таинствах" [Маграт Алистер «Богословская мысль Реформации». Одесса, 1994. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос, шифр: Ю3(0)43М128]. Электронный вариант книги размещён в Интернет Занятие 6. Анализ книги М. Лютера «О светской власти» В ответе на каждый вопрос приводить (если они упоминаются в книге) те библейские сюжеты и цитаты, которые использует Лютер в качестве аргументов Первая часть 1. Как Лютер обосновывает необходимость светской власти. 2. Как Лютер согласовывает завет Христа не противиться злому и использование насилия светской властью. 3. Какому злу, и в каких случаях должен противиться христианин, согласно Лютеру. 4. Кому предназначен закон Моисея «око за око…» и как к этому закону должен относиться христианин, согласно Лютеру. 5. Как должен относиться христианин к Ветхому Завету. Вторая часть 6. Что лучше, согласно Лютеру: когда светская власть наказывает слишком много, или – когда слишком мало. 7. Аргументы Лютера о том, до какого предела должна распространяться светская власть, и до какого – власть церкви. 8. Как власти должны относиться к ересям. 9. Когда, по мнению Лютера, светская власть станет вообще не нужна. 10. Для чего, по мнению Лютера, нужны священники. Третья часть 11. Как должен относиться благочестивый князь к светским законам. Как можно связать аргументы Лютера по этому вопросу с его политической ориентацией. 12. Как должен относиться благочестивый князь к своим подданным. 13. Как должен относиться благочестивый князь к своим вельможам. Пример с Ахитофелом. 14. Как должен благочестивый князь управлять своим гневом и вести войны. Пример с Соломоном. 15. Как Лютер предписывает князьям решать вопрос о реституции. 16. Как князь должен поступать в тех случаях, для которых не предусмотрен ни один писаный закон (использовать пример Лютера с Карлом Бургундским) Источники информации для Занятия 6:§ Электронный вариант книги М. Лютера «О светской власти» размещён в Интернет Занятие 7. Анализ книги Жана Кальвина 1. История создания книги «Наставления в христианской вере» (по статье Н.В.Ревуненковой или по предисловию к полному изданию). 2. Жан Кальвин о своей книге и своём призвании (по предисловию «Читателю от Жана Кальвина»). Все ответы на нижеследующие вопросы следует соотносить с обще проблемой занятия: каким образом теологические положения в книге Ж.Кальвина соответствовали идеологии и образу жизни бюргеров и предпринимателей. Раздел I 3. За что Кальвин критикует античных философов в целом? 4. Критика Кальвином изучения Библии гуманистами? 5. В чём, согласно учению Кальвина, смысл жизни христианина, и как к нему нужно стремиться? В чём отличие путей достижения этих целей от католицизма. Раздел II 6. Три главных принципа христианской жизни по Кальвину? Какими разными сферами жизни управляют эти принципы? 7. Понятие божественного благословения? Как учение о благословении соотносится с учением о Предопределении, и об успехе и горе. 8. Почему, согласно учению Кальвина, нельзя гордиться своими достижениями? 9. В чём отличие отношения античной философии к судьбе (року) и отношение христианства к божественному предопределению? Раздел III 10. Зачем, согласно учению Кальвина, Богу необходимо испытание человека крестом? 11. Когда, согласно учению Кальвина, уместны, а когда неуместны радость и веселие? 12. Отличие отношения к своим страданиям у философов-стоиков и у христиан? Раздел IV 13. Почему Бог допускает войны, мятежи, разбой, беззакония, неурожаи, пожары, болезни, плохих жён и плохих детей? 14. Должен ли христианин презирать и ненавидеть земную жизнь? Раздел V 16. Какие излишества и удовольствия и в какой степени признаёт Кальвин? 17. Какие траты допускаются для христианина, а какие – нет, и почему? 18. Зачем, согласно учению Кальвина, Бог учредил особое призвание для каждого сословия и каждого человека? Источники информации для Занятия 7:§ Кальвин Жан. Наставления в христианской вере. Том 2. М., 1998. (смотрите Главы VI-X) B НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос .Шифр: Э37 К178 § Электронный вариант книги Жана Кальвина «О христианской жизни» - отрывка из книги «Наставления в христианской вере» размещён в Интернет Занятие 8. Анализ первой книги «Утопии» в контексте судьбы и творчества Т. Мора1. Судьба и творчество Томаса Мора, сравнения его с Э.Роттердамским. 2. История создания и распространения «Утопии» 3. Кто такой Рафаил Гитлодей и для чего использует образ этого героя Томас Мор (см. комментарии) 4. Критика королей и их советников-льстецов. 5. Критика борьбы с разбоем, воровством бродяжничеством. 6. Критика войны и военного наёмничества. 7. Критика огораживаний 8. Критика политики королей в отношении налогов и казны 9. Разговор Гитлодея и Мора об окольных путях исправления правителей. 10. Разговор Гитлодея и Мора о вреде частной собственности a) Почему, по мнению Гитлодея достижение всеобщего благополучия невозможно без отмены частной собственности? b) Какие меры предлагает Гитлодей для облегчения бремени частной собственности? c) Аргументы Мора о возможных негативных последствиях отмены частной собственности? Занятие 9. Анализ второй книги «Утопии» Т. Мора 11. Намёки на то, что Утопия - это желаемая идеальная Англия (по комментариям). Все ответы на нижеследующие вопросы следует соотносить с историческими реалиями из жизни Европы или судьбы Т.Мора, которые могли привести к идеям о тех или иных утопийских порядках. 12. Организация труда и отдыха, хозяйства и народонаселения в Утопии. 13. Государственное управление и законы. 14. Повседневная жизнь, воспитание, нравственные представления утопийцев (брак, отношения мужчин и женщин, счастье) 15. Характеристика религии утопийцев 16. Как и почему утопийцы ведут войны. 17. В чём противоречивость отношения Мора к военному наёмничеству в первой и второй части «Утопии». 18. Колонизация утопийцев на материке. Известны ли Вам исторические аналогии международной политике утопийцев. 19. Рабство у утопийцев. Дополнительное задание, обязательное только для тех, кто претендует на отличную итоговую оценку за практические занятия: 20. Соотношение индивидуализма и коллективизма, свободы и контроля у утопийцев 21. Известны ли Вам факты из истории или из современной жизни, когда можно считать, реализовано нечто подобное какой-либо форме общественной жизни утопийцев. Источники информации для Занятий 8-9:§ Мор Томас. Утопия. М., 1953. В НБ ТГУ: Книгохранилище. Шифр: 517947 § Мор Томас. Утопия. М., 1978. Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ф02 М79. Зал 4 Филолог. Шифр: Ш6(0) М79 § Бонташ П. К. Томас Мор. М., 1983. В НБ ТГУ: Книгохранилище. Шифр: 1-529816 § Карева В. В. Судьба "Утопии" Томаса Мора во Франции (XVI-XVIII вв.). М., 1996. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ю3(4ВЕЛ) К22 § Кудрявцев О. Ф. Ренессансный гуманизм и "Утопия" О книге Т. Мора. М., 1991. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ю3(4ВЕЛ) К889. Книгохранилище. Шифр: 1-751021. § Осиновский И. Н. Томас Мор. М., 1974. В НБ ТГУ: Книгохранилище. Шифр: 1-182759 § Осиновский И. Н. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, реформация. М., 1978. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Ф02 О753. 1-318001, 1-307867, 1-313132 § Осиновский И. Н. Томас Мор. М., 1985. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ю3(4ВЕЛ) О-735. Книгохранилище. Шифр: 1-561560, 1-697508 § Электронный вариант книги Т.Мора «Утопия» размещён в Интернет Занятие 10. Анализ книги Т. Кампанеллы «Город Солнца». 1. Судьба и творчество Томмазо Кампанеллы. 2. Отличия организации труда соляриев от организации труда утопийцев. 3. Где и как используется астрология в Городе Солнца? Чем можно объяснить роль астрологи в книге Кампанеллы? 4. Причины существования частной собственности, по мнению Кампанеллы (со слов Морехода). 5. Человеческая селекция и общность жён в Городе Солнца. 6. Воспитание и образование в Городе Солнца в контексте возрожденческого мировоззрения Кампанеллы. 7. Различия в описании войн, идеального общества у Кампанеллы и у Мора. Различия в целях войн у соляриев и утопийцев. Чем можно объяснить эти различия, исходя из различий между Англией и Италией 16 века. 8. Различия в религиях между соляриями и утопийцами. Как можно объяснить эти различия, исходя из специфики итальянского Возрождения. 9. Прямая критика современного европейского и итальянского общества в книге Кампанеллы. 10. Сравнительная оценка «Утопии» и «Города Солнца» по художественной ценности и остроте публицистической критики современности. По каким ещё критериям можно сравнивать эти две утопии. Дополнительное задание, обязательное только для тех, кто претендует на отличную итоговую оценку за практические занятия: 11. Попытайтесь объяснить различия в отношении к индивидуализму у Мора и Кампанеллы в контексте эволюции Ренессанса. Смотрите об этом отрывок из книги А.Ф.Лосева «Эстетика Возрождения» - Томмазо Кампанелла - как неоплатоник. 12. Связь «Города Солнца» с герметической традицией. Что такое Адоцентин? Смотрите кампилятивный конспект «Герметическая традиция» в электронном и распечатанном виде, а также Глава из книги Джованни Реале и Дарио Антисери «Западная философия от истоков до наших дней» 4.2. Гермес Трисмегист и "Corpus hermeticum" в их исторической реальности и возрожденческой интерпретации Источники информации для Занятия 10:§ Кампанелла Томмазо. Город Солнца. М., 1954. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ю3(4ИТА) К18 § Кампанелла Томмазо. Город Солнца. М., Л., 1947. В НБ ТГУ: Книгохранилище. Шифр: 362295 § Горфункель А. Х. Томмазо Кампанелла. М., 1969. В НБ ТГУ: Книгохранилище. Шифр: 1-033877 § Штекли А. Э. Кампанелла. М., 1959. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ю3(4ИТА) Ш89 § Штекли А. Э. Кампанелла. М., 1960. В НБ ТГУ: Книгохранилище. Шифр: 815198, 696295, 1-063131 § Штекли А. Э. Город Солнца: утопия и наука. М., 1978. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос.Шифр: Ф02 Ш892. Книгохранилище. Шифр: 1-320609, 1-528442к, 1-329617к § Штекли А. Э. Утопии и социализм. М., 1993. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Ф02 Ш892. Книгохранилище. Шифр: 1-811342к § Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней Кн. 2 Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). СПб. 1994. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Ю3(0)41 Р311 § Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 3 Новое время (От Леонардо до Канта). СПб., 1996. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Ю3(0)5 Р311 Занятие 11. Биография, творчество и судьба Ф.Бэкона 1. Основные этапы жизни Ф.Бэкона, сравнение его судьбы с судьбой Т.Мора 2. Политическая деятельность 3. Творчество и научная деятельность Ф.Бэкона (произведения и их основные идеи) 4. Взаимовлияние научного творчества и политических убеждений в мировоззрении и деятельности Ф.Бэкона. Занятие 12. Анализ книги Ф.Бэкона «Новая Атлантида» 1. Сюжетная линия «Новой Атлантиды». Краткая история происхождения народа острова Бенсалем. 2. Христианство на острове Бенсалем (сравнить с «Утопией» и «Городом Солнца») 3. Роль семьи и семейного воспитания на острове (сравнить с «Утопией» и «Городом Солнца») 4. Частная собственность на острове Бенсалем (сравнить с «Утопией» и «Городом Солнца») 5. Как можно охарактеризовать «Дом Соломона» в современных понятиях. 6. Цель деятельности Дом Соломона 7. Отношения корпорации учёных с государством 8. Взаимодействие науки и религии 9. Технологические предвидения Бэкона 10. Организация научного творчества в Доме Соломона 11. Отношения с внешним миром (сравнить с «Утопией» «Городом Солнца») Дополнительное задание, обязательное только для тех, кто претендует на отличную итоговую оценку за практические занятия: 12. Отличие и схожесть Дома Соломона с существующими в Европе во времена Бэкона религиозными и эзотерическими орденами. Значение идей Бэкона для развития Европейской культуры (по статье Д.Л.Сапрыкина «"Научный орден" Фрэнсиса Бэкона: зарождение научного общества нового типа» // Наукведение. №3. 2000. Электронный вариант статьи размещён в Интернете) Источники информации для Занятий 11-12:§ Бэкон Френсис. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. М., 1954. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ю3(4ВЕЛ) Б972 540587 § Бэкон Френсис. Сочинения. Т. 1. М., 1972. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ю3(4ВЕЛ) Б972 § Бэкон Френсис. Сочинения. Т. 2. М., 1972. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ю3(4ВЕЛ) Б972 § Бэкон Френсис. Новый органон. Л., 1935. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ю3(4ВЕЛ) Б972 § Михаленко Ю. П. Ф. Бэкон и его учение. М., 1975. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ю3(4ВЕЛ) М692. Книгохранилище. Шифр: 1-212156, 1-212398. § Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ю3(4Вел) С89 § Шашкевич П. Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. M., 1976. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ю3(0)5 Ш329. Книгохранилище. Шифр: 1-229936, 1-231147 § Биографические повествования. Дж. Бруно. Бэкон. Локк. Лейбниц. Монтескье Биографические повествования [Сост., общ. ред. Н. Ф. Болдырева; Послесл. Ю. Горбунова]. Челябинск., 1996, В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ю3(0) Б891 § Электронный вариант книги Ф.Бэкона «Новая Атлантида» размещён в Интернет Занятие 13. Анализ книги «Молот ведьм» 1. Отношение лютеран, кальвинистов и англикан к ведовским процессам. 2. История создания и распространения книги «Молот ведьм», структура книги, влияние книги на европейскую историю. 3. Как авторы «Молота ведьма» отвечают на первый поставленный ими вопрос в Первой части книги: Вопрос 1. Существует ли колдовство? Является ли утверждение о существовании ведьм настолько католически правоверным, что упорное отрицание его должно считаться определенно еретичным? 4. В каких сферах жизни человека и общества действуют ведьмы, согласно авторам «Молота ведьм», какие виды вреда они наносят? Чем вы можете объяснить что колдовство чаще всего связывается именно с этими сферами жизни? 5. В каких случаях всемогущество зла ограничено, чего не могут ведьмы согласно, авторам книги? Почему именно в этих случаях их силе поставлен предел (объяснение авторов и Ваше объяснение, с точки зрения логики инквизиторов)? 6. Какими основными видами аргументов пользуются авторы при доказательствах своих положений (показать это на конкретных отрывках из текста)? 7. Сравните женское и мужское колдовство. 8. Какими типами магических средств и специальных действий пользуются ведьмы и колдуны? Рассмотрите конкретные примеры таких действий, описанных в книге, с точки зрения отличий гомеопатической и контагиозной магии. 9. Виды ведьм и виды договоров с дьяволом. 10. Как авторы отвечают на вопрос Вопрос 12. в Первой части книги: Необходимо ли божье попущение при колдовстве? 11. Какие средства нужно использовать для избавления от вредоносного колдовства и против демонов. 12. Какими уловками пользуются инквизиторы при толковании поведения арестованных женщин, чтобы сделать их осуждение неизбежным. 13. Роль свидетелей в процессе суда. Стремились ли инквизиторы (исходя из текста III главы «Молота ведьм») избежать заведомого лжесвидетельства? Обоснуйте своё мнение. 14. Кратко охарактеризуйте и сравните виды подозрений и приговоров. Насколько досконально и систематизировано разработан процессуальный кодекс Инквизиции? Дополнительное задание, обязательное только для тех, кто претендует на отличную итоговую оценку за практические занятия: 15. Гипотеза о связи охоты на ведьм с эпидемиями проказы. Есть ли в «Молоте Ведьм» упоминания о «дьявольских метках» на теле? Смотрите статью Д.Знакова "Средневековые ведовские процессы раскрыта ли тайна охоты на ведьм?" в журнале "Наука и жизнь" №2, 2004. Источники информации для Занятия 13:§ Шпренгер Яков, Инститорис Генрих. Молот ведьм. СПб. 2001. В НБ ТГУ: Э4 Ш846, Э375 Ш846 § Горфункель А.Х. "Молот ведьм" - средневековье или Возрождение? // Культура Возрождения и общество. М., 1986. В НБ ТГУ: Зал 4 Историч. Шифр: Т3(0)43 К906 § Григулевич И. Р. Инквизиция. 2-е изд. М., 1976. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Э375 Г835. Книгохранилище. Шифр: 1-249546 § Григулевич И. Р. Инквизиция. 3-е изд. М., 1985. В НБ ТГУ: Книгохранилище. Шифр: 1-873140, 1-572492к Занятие 14. Анализ «Политического завещания» Ришелье и книги Н.Макиавелли «Государь» Ответ на каждый вопрос сопровождать примерами из политической деятельности Ришелье, отражающих воплощение в действительность провозглашаемых им принципов Часть I 1. Как Ришелье описывает положение дел в государстве и при дворе в начале своего вступления во власть. 2. Положение и предназначение дворян в государстве 3. Положение и предназначение науки и образования в государстве 4. Положение и предназначение простого народа в государстве Часть II 5. Какие принципы должен соблюдать Государь, и каких ошибок должен избегать, заботясь о благе общества: · О предвидении · О соответствии чиновников своей должности · О временщиках · О военных силах · О казне · О королевском суде Дополнительное задание, обязательное только для тех, кто претендует на отличную итоговую оценку за практические занятия: 6. Познакомьтесь с биографией Николло Макиавелли. В чём отличия и схожесть судеб Макиавелли и Ришелье? 7. Прочитайте книгу Н.Макиавелли «Князь» («Государь»). По каким признакам можно провести сравнительный анализ «Князя» Макиавелли и «Политического завещания» Ришелье? В чём отличия двух наставлений государям? Источники информации для Занятия 14:§ Андреев А. Р. Гений Франции, или Жизнь кардинала Ришелье. Документальное историческое исследование. Политическое завещание Ришелье. М., 1999. В НБ ТГУ: Зал 4 Историч. Шифр: Т3(4ФРА) А655 § Макиавелли Никколо. Государь. Минск, 1999. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ф011.3 М157[Электронный вариант книги Н.Макиавелли «Государь» размещён в Интернет] Принципы оценки практических занятий у А.В.Бочарова и условия сдачи экзаменов Оценка «отлично»Критерии-признаки, обусловливающие отличную оценку (5 баллов) за практические занятия: Регулярная и активная работа на большинстве занятий; большинство ответов одновременно точны, полны и интересны; владение хорошей русской литературной речью; преобладание самостоятельных ответов своими словами над зачитыванием конспектов; способность оперативно и содержательно реагировать на вопросы преподавателя; отсутствие долгов или ответственное отношение к их сдаче; конечное кол-во долгов не более 2. Привилегии и ограничения при отличной оценке за практики: Оценка за ответ на экзамене в 4 или 3 балла повышается на один балл (неявка на экзамен или перетянутый билет считается неудачной первой попыткой); студент получает один экзаменационный вопрос, а не два (при каждой попытке сдачи экзамена); получившие хорошую или отличную оценку в предыдущем семестре за курс «История раннего и классического средневековья» могут пересдавать с итоговых 4 баллов; берётся один вопрос по долгам за практики, ответы на вопросы по практикам и по экзамену оцениваются вместе. Оценка «хорошо»Критерии-признаки, обусловливающие хорошую оценку (4 балла) за практические занятия: Недостаточно регулярная или не достаточно активная работа; мало ответов одновременно точных, полных и интересных; мало, но есть неверные ответы; нет или мало отказов отвечать из-за незнания; ответственное отношение к сдаче долгов, конечное кол-во долгов не более 3 Привилегии и ограничения при хорошей оценке за практики: Берётся один вопрос по долгам за практики, ответы на вопросы по практикам и по экзамену оцениваются вместе; оценка за ответ на экзамене в 3 балла может быть преобразована в итоговые 4 балла (в зачётку и диплом), если хотя бы один вопрос раскрыт хорошо, а другой удовлетворительно, и имеется отличная оценка за предыдущий курс «История раннего и классического средневековья». Оценка «удовлетворительно» («посредственно»)Критерии-признаки, обусловливающие удовлетворительную оценку (3 балла) за практические занятия: Нерегулярная и неактивная работа; нет одновременно точных, полных и интересных ответов; много неправильны и/или неуверенных ответов; много отказов отвечать из-за незнания (готовят не все вопросы); возможно невладение или недостаточно хорошее владение русской литературной речью; неспособность оперативно и содержательно реагировать на вопросы преподавателя; при письменной сдаче долгов сплошное переписывание отрывков из источников преобладает над самостоятельными формулировками ответов; при наличии долгов безответственно относятся к их сдаче; конечное количество долгов более 4, но менее половины всех тем Ограничения при удовлетворительной оценке за практики: Итоговая оценка понижается на один балл, то есть, чтобы получить итоговую 4 нужно ответить на все экзаменационные вопросы только на отлично; пересдавать с 3 или 4 баллов нельзя; берётся один билет по долгам за практики, ответы на вопросы по практикам и по экзамену оцениваются отдельно. Оценка «неудовлетворительно»Критерии-признаки, обусловливающие неудовлетворительную оценку (2 балла) за практические занятия: не посещали занятия; если появлялись, то были не готовы вообще или плохо готовы; если готовились неплохо, то не более одного раза; не сдали долги, которых было более половины из всех тем. Ограничения при неудовлетворительной оценке за практики: Чтобы получить тройку нужно: 1. Ответить на отдельно полученные билеты по заданиям для практик (2 билета на случайный выбор из тех тем, по которым есть долги); 2. Если ответ удовлетворительный, то можно взять для подготовки экзаменационные билеты, если неудовлетворительный - пересдача в следующий раз по такой же схеме. Получение итоговой хорошей оценки в зачётку исключено. |
|
---|