Главная страница факультета  Главная страница кафедры

Б.Г. Могильницкий

 ИСТОРИЯ  ИСТОРИЧЕСКОЙ  МЫСЛИ  XX  ВЕКА

(80 часов)

 Цели и задачи курса .

История исторической мысли представляет собою особый тип историографического изучения, имеющий свои отличительные черты, сообщающие ей определенную содержательную целостность. Ее предметом является выяснение общих закономерностей и ведущих тенденций исторического познания как особой формы социальной активности человека. Вследствие этого история исторической мысли может быть охарактеризована как пограничная область историографии, где история исторической науки особенно тесно соприкасается с историей других наук, в особенности с философией и политической экономией, а также с историей общественно-политической мысли. Прорывы в этих дисциплинах, как впрочем и в естественных науках, оказывают значительное влияние на понимание окружающего мира, равно как и на возможности и способы его познания, стимулируя тем самым историческую мысль. Вот почему в сферу ее изучения наряду со взглядами профессиональных историков входят воззрения философов, экономистов и других мыслителей, существенно повлиявших на ее развитие. Важнейшей задачей истории исторической мысли является изучение характера и форм взаимоотношений истории и современности на. разных этапах развития исторической науки. В силу этого особенно рельефно высвечиваются социальные функции исторической науки, выражающие в своей совокупности ее место в жизни общества и, соответственно, ее социальный статус. Не будучи постоянной величиной, этот статус выступает результатом сложного взаимодействия разнообразных факторов как научного, так и вненаучного характера, изменяясь в зависимости от меры способности исторической науки отвечать своими специфическими средствами на запросы времени. Приходится признать, что в XX в. произошел явный сбой в отношениях между историей и обществом. В катастрофических потрясениях этого столетия, исторической наукой плохо предусмотренных, она лишилась своей былой роли "наставницы жизни", политического руководства к действию и пока не утвердилась прочно в иной, эквивалентной по своей значимости утраченной, роли. Рассматриваемая под таким углом зрения история исторической мысли XX в. выступает как история мучительных поисков этой новой роли. Генеральный вектор поисков может быть обозначен известным прогнозом Л. Февра: "В крови и муках рождается новое человечество. А стало быть, вот-вот должна родиться и новая история, новая историческая наука, сообразная с этими непредсказуемыми временами". Теоретико-методологическое обоснование этой новой истории, ее социальный статус - таков круг вопросов, привлекающий все более пристальное внимание истории исторической мысли XX столетия, в особенности его второй половины. Так определяются цель, задачи и структура курса. Его цель заключается в том, чтобы на репрезентативном историографическом материале раскрыть существенные закономерности развития исторической мысли XX в. в контексте совершавшихся в этом столетии радикальных перемен во всех сферах жизни общества. При этом главное внимание обращается на эволюцию представлений о характере исторического процесса, природе исторического познания, а также на трансформацию ее социального статуса. Для достижения этой цели рассматривается развитие исторической мысли на материале творчества крупнейших ее представителей, выбор которых определяется задачами курса. С одной стороны, это -ученые прошлого века, предвосхитившие некоторые существенные тенденции развития исторической мысли XX в., а с другой, - ученые, в творчестве которых эти тенденции проявились особенно ярко. Наряду с этим даются общие обзоры ее состояния в различные периоды. Исходной же является характеристика господствовавшей в XIX в. классической парадигмы истории, так как все дальнейшее развитие исторической науки шло под знаком крушения этой парадигмы и напряженных, не завершившихся и поныне, поисков новой, отвечающей современным научным и социальным реалиям. Одной из задач курса является прояснение изрядно запутанного в нашей литературе вопроса о кризисе исторической науки в XX в. Для этого выделяются и обосновываются два понятия кризиса: узкое /методологический кризис/ и широкое /общий кризис исторической науки, как кризис ее социальной функции/, а сам этот вопрос рассматривается в контексте растянувшейся на все столетие смены парадигмы истории. Курс рассчитан на четыре семестра и состоит из серии спецкурсов, каждый из которых представляет определенное смысловое и хронологическое единство

С О Д Е Р Ж А Н И Е    К У Р С А

I. Вводная лекция. (4 часа)

Цели и задачи историографического изучения. Виды историографических исследований. Понятие "история исторической мысли". История и современность. Их взаимоотношения. Понятия "научная парадигма" и "парадигма истории". Парадигма истории XIX в. Ее характерные черты. Методологический кризис конца XIX - начала XX вв. Обоснование специфики исторического познания в немецкой философии /Г. Риккерт, В. Виндельбанд, В. Дильтей / и русской историографии / Н.И. Кареев, А.С. Лаппо-Данилевский /

II. В борьбе со своим временем: прорыв к новой парадигме истории (8 часов)

Фр. Ницше. Его жизненный и творческий путь. Ницше о "пользе и вреде истории". Критика "исторического" XIX в. Ницше о природе исторического познания. Критика "объективной истории". Ницше об историческом образовании. Н.Я. Данилевский и его книга "Россия и Европа". Критика идеи исторического прогресса. Против отождествления европейской цивилизации с общечеловеческой. Теория культурно-исторических типов. Законы их развития. Славянский культурно-исторический тип.

III. Историко-теоретические взгляды М. Вебера (6 часов)

Жизненный и творческий путь М. Вебера. Эволюция его политических взглядов. Вебер и Маркс. "Позитивное преодоление исторического материализма". Историко-социологическая теория М. Вебера. М. Вебер о европейском капитализме и его происхождении. М. Вебер о природе исторического познания. Развитие неокантианской методологии истории. Понятие "идеального типа" и его значение для становления современной эпистемологии. "Ренессанс" М. Вебера в современной исторической науке.

IV. Начало общего кризиса исторической науки  (4 часа)

Первая мировая война, Октябрьская революция в России и историческая мысль. Крах классической парадигмы истории. Радикальное переосмысление места истории в обществе и природы исторического познания. Американский релятивизм /К. Беккер, Ч. Бирд /.

V. Война, революция и русская историко-философская мысль (8 часов)

Общая характеристика русской послереволюционной общественной мысли. Р.Ю. Виппер о кризисе исторической науки и путях его преодоления. Проблема революции в русской религиозной философии истории. Обоснование ее закономерности. Л.П. Карсавин о большевизме. Н.А. Бердяев. Его жизненный и творческий путь. Н.А. Бердяев о русской революции и ее ментальных основаниях. "Русская идея". Мессианство русской революции. Евразийство как особый феномен духовной жизни русского зарубежья. Историческая концепция евразийцев. Туранский элемент в русской истории. Россия как уникальная евразийская цивилизация. Критика романо-германской цивилизации.

VI. О. Шпенглер и "Закат Европы" (4 часа)

Жизненный и творческий путь О. Шпенглера. Его политические взгляды. О. Шпенглер и национал-социализм. "Историческая морфология" Шпенглера. Циклический характер исторического развития. Понятие культуры в концепции О. Шпенглера. Типология культур. Культура и цивилизация. Понятие судьбы.

VII. Культурно-историческая концепция Й. Хейзинги (4 часа)

Й. Хейзинга. Его "путь к истории". Понятие истории как духовной формы, в которой культура отдает себе отчет о своем прошлом. Гуманистическая основа мировоззрения и творчества И. Хейзинги. У истоков "истории ментальностей". "Осень средневековья". Понятие "культура в игре". "Человек играющий". Порча игры и ее социальная опасность. "В ожидании катастрофы". Хейзинга о кризисе европейской культуры и путях его преодоления. История и культура.

VIII. Историософия А.Дж. Тойнби (4 часа)

Начало научной деятельности А.Дж. Тойнби. Осознание кризисности своего времени. "Постижение истории". Цивилизационная теория Тойнби. Ее основные характеристики. Тойнби и Шпенглер. Принципиальное различие их концепций. Судьбы Западной цивилизации в концепции Тойнби. Эволюция идейно-теоретических взглядов Тойнби в 60-70-е годы. Кризис либерально-гуманистического мировоззрения ученого. Его переоценка христианства. Критика Западной цивилизации.

IX. Возникновение школы "Анналов" (4 часа)

Общая характеристика значения "Анналов" в развитии исторической мысли XX в. Основоположники школы. Жизненный путь и творчество М. Блока. Идейные истоки школы. "Анналы" и революция в естествознании. Концептуальные основы школы. Взаимосвязь изучения прошлого и настоящего. Гуманизация исторической науки. Междисциплинарный подход. Исторический синтез. "Понимающая история". Труды М. Блока и Л. Февра по истории средневековой Франции.

X. Историческая мысль после II мировой войны (6 часов)

Историческая наука и "холодная война". Ее политическая тенденциозность. "Консенсусная теория" американской истории. Обострение кризиса немарксистского историзма. Презентизм. Иррационализм. Падение научного и социального статуса исторической науки. "Зачем еще история?". "Анналы" в первое послевоенное десятилетие. Л. Февр. "Бои за историю". "Анналы" в системе высшего образования и организации научных исследований во Франции.

XI. "Глобальная история" Ф. Броделя (4 часа)

Второе поколение "Анналов". Его общая характеристика. Взаимоотношения с марксизмом. Рост междисциплинарных исследований. Броделевский этап в развитии "Анналов". Его сущность. Теория разных скоростей социально-исторического времени и ее воплощение в историографической практике Ф. Броделя. "Броделевская революция" в понимании истории. Основные работы Ф. Броделя. Опыт построения глобальной истории. Его сильные и слабые стороны. Противопоставления "событийной" и "структурной" истории.

XII. Модернизация теоретико-методологических основ западной историографии (8 часов)

"Методологическая революция" 60-70-х гг. в западной историографии. Ее социальные и научные предпосылки. Сциентизация истории. "Новая научная история". Ее характерные черты и динамика развития. Рост междисциплинарных исследований. Новые исторические субдисциплины. Клиометрия. Моделирование в истории. Психоистория. История ментальностей. Гендерная история. Преодоление неокантианского идиографизма. Негативные последствия сциентизации истории. Опасность утраты дисциплинарной целостности. Проблема верифицируемости исторического знания. Сциентизированная история и общественное сознание. Тенденция превращения ее в собрание эзотерических знаний. Продолжающееся падение социального и профессионального статуса истории. Постмодернизм и историческая наука. "Вызов риторического релятивизма". Х. Уайт. "Лингвистический поворот". Деконструкционизм и его отражение в исторической науке. Эпистемологические дискуссии 70-90-х гг. Понятие прагматической истины. "По ту сторону объективизма и релятивизма". Проблема исторической истины в современной историографической практике. Н.З.Дэвис и ее книга "Возвращение Мартена Герра". Интерпретация главных персонажей "деревенской истории". Ее обоснование. Историческая истина как истина-версия. Вероятностный характер знания о прошлом. Пути преодоления фрагментаризации исторической науки и повышения ее социальной значимости. "Возрождение нарратива". Роль исторической науки в формировании общественного сознания.

XIII. Постмарксистская российская историческая мысль (2 часа)

Крушение марксистской парадигмы истории. Ее последствия для российской историко-теоретической мысли. Дискуссии о природе кризиса российской историографии и путях его преодоления. От эпистемологических крайностей к методологическому плюрализму. Последние работы И.Д.Ковальченко /1991- 1995/. Изучение истории культуры. Его методологические основы. Человек в истории как центральная методологическая проблема. Ежегодник "Одиссей". А.Я.Гуревич и его труды по истории средневековой народной культуры. Переосмысление понятия "социальная история". Проблема исторического синтеза как сверхзадачи исторической науки.

 ХIV. Третье поколение "Анналов" (4 часа)

Обращение к изучению повседневной жизни и духовного мира человека прошлого как основного направления изучения истории. От истории ментальностей к исторической антропологии. Ее социальная ориентированность. Жак Ле Гофф. Основные вехи его научной и научно-организационной деятельности. "Цивилизация средневекового Запада" и ее революционизирующая роль в изучении истории средних веков. Средневековая цивилизация. Ее материальные и духовные основания. Пространственные и временные структуры, формирующие средневековый образ мира. Ментальность и формы поведения средневекового человека. Цивилизационный и формационный подходы. Их соотношение в книге Ж.Ле Гоффа.

XV. Новейший опыт исторического синтеза.   И. Валлерстайн (4 часа)

Проблема исторического синтеза в новейшей литературе. История и теория. И.Валлерстайн и его опыт построения глобальной истории. Валлерстайн и Бродель. Мир-империи и мир-системы. Мир -системный анализ. Современная мир-система. Ее структура. Ее прошлое, настоящее и будущее. И.Валлерстайн о прошлом, настоящем и будущем России.

ХVI. Теория этногенеза Л.Н.Гумилева (4 часа)

Жизненный и творческий путь Л.Н.Гумилева. Идейно-методологические истоки его теории этногенеза. "Последний евразиец". Гумилев и В.И.Вернадский. Понятие этноса. Идея пассионарного толчка и пассионарности. Стадии этногенеза. Детерминизм и свобода воли в концепции Л.Н.Гумилева. История России в свете теории этногенеза.

ХVII. Историческая наука на пороге XXI века (2 часа)

Основные итоги развития исторической науки в XX столетии. Переосмысление природы исторического познания. Изучение прошлого в системе диалога двух культур. Осознание "инаковости" человека прошлого как необходимое условие его понимания. Трасформация представлений о социальной функции истории. Историческая наука в современном мире. Общие контуры исторической науки XXI века.

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1.  Бердяев И.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  2. Блок М. Апология истории или Ремесло историка. М., 1973 /2-е изд. М., 1986/.
  3. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХV-ХVIII вв. Т.I-III. М., 1986-1992.
  4. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
  5.  Виппер Р.Ю. Кризис исторической науки. Казань, 1921.
  6. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
  7. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
  8. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М., 1990.
  9. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
  10. Девис Н.З. Возвращение Мартена Герра. М., 1990.
  11. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т.1. М., 1990.
  12.  Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.
  13. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.
  14. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.
  15. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.
  16. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
  17. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. М., 1992.

________________

  1. Афанасьев Ю.Н. Историзм против эклектики. М., 1980.
  2. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа "Анналов". М., 1993.
  3. Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки. М., 1977.
  4. К новому пониманию человека в истории. Томск, 1994.
  5. Кунина А.Е. США: Методологические проблемы историографии. М., 1988
  6.  Могильницкий Б.Г., Николаева И.Ю., Гульбин Г.К. Американская буржуазная психоистория. Томск., 1985.
  7. Мучник В.М. В поисках утраченного смысла истории /генезис и эволюция исторических взглядов А.Дж.Тойнби/ Томск, 1986.
  8. Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. М., 1992.
  9. Репина Л.П. "Новая историческая наука" и социальная история. М., 1998.
  10. Современная зарубежная немарксистская историография. М., 1989.
  11. Согрин В.В. Критические направления немарксистской историографии США XX века. М., 1987.
  12. Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы "Анналов". М., 1993.
  13. Тишков В.А. История и историки в США. М., 1985.
  14. Шарифжанов И.И. Современная английская буржуазная историография. Проблемы теории и метода. М., 1984.

Counter CO.KZ