© А.В.Бочаров
Лекция взята из электронного учебного курса "История Западной Европы в позднее средневековье"
Крестьянская война в Германии (июнь 1524 – июль 1526 гг.)
Крестьянские волнения, начались в летом 1524 г. на юго-западе Германии. Они постепенно разрослись в самое крупное восстание крестьян в Западной Европе за весь период средневековья и раннего нового времени. Три основных района восстания с юга на север: Швабский, Франконский, Тюринго-Саксонский. Это была полоса густонаселенных земель. Повстанческое движение развивалось также на юго-востоке, в горных областях Тироля и владениях Зальцбурга.
Историческое значение Крестьянской войны
До сих пор наиболее полным историческим исследованием о Крестьянской войне остаётся книга немецкого профессора и пастора XIX века Вильгельма Циммермана "История великой крестьянской войны" (1840 г.). Последнее издание на русском языке 1937 г. Историки последующих поколений, изучавшие крестьянскую войну и в её фактологии, и в оценке её исторического значения опирались на труд Циммермана. Симпатии демократически настроенного В.Циммермана были на стороне угнетённого крестьянства. Эти симпатии разделяли не все, напоминая о насилии и разрушениях. В.Циммерман в связи с этим так оценивал катастрофу 1524 - 1526-х годов: "Это была насильственная сторона великого процесса перехода от средних веков к новым… эта была пророческая увертюра новой истории". Он считал, что "Если бы германская революция 1525 года была доведена до конца, она создала бы политическое и религиозное единство Германии». Историк ставит восстание в Германии в один ряд со всеми последующими буржуазными революциями (Нидерланды, Англия, Северная Америка, Франция). Он считает движение 1525 года первообразом всех последующих социальных революционных изменений как относительной идей, так и относительно деятелей. Сущность и исток главного общего конфликта, по его мнению, – свобода личности и контроль со стороны государства и церкви.
Причины Крестьянской войны
1-я причина: Возросшая роль рынка и денег побуждала светских и церковных феодалов изменять уже устоявшиеся обычаи ® повышение платежей зависимых крестьян и урезание права общин на альменду и на самоуправление® ущемление феодалами экономических, социальных, правовых интересов крестьян.
Альменда от al(ge)meinde - то, что принадлежит всем - у германских народов в раннее средневековье (а затем в странах Западной Европы в средние века) земельные угодья (пастбища, леса, луга, пустоши, места рыбной ловли), находившиеся в общем пользовании членов одной или нескольких территориальных общин (марок). Марка от устаревшего верхненемецкого Marke — граница, пограничная область - соседская община в средние века в странах Западной Европы.
2-я причина: Как раз в это время стал терять свою устойчивость авторитет властей, особенно церковных, вследствие Реформации.
3-я причина: В Германии к началу 20-х годов уже несколько десятилетий развивалась тенденция участия крестьян в тайных обществах, с целью организации восстания (движения «Башмака» и «Бедного Конрада»).
Специфика Крестьянской войны
В отличие от прежних проявлений социального протеста, крестьяне теперь выступали против нововведений, ухудшавших их положение, обращаясь не только к "старому праву", к традиции, но и к нормам "божественного права", к Евангелию.
Как и в других крестьянских восстаниях, народное движение в Германии развивалось стихийно, в стремлениях основной массы восставших господствовали чисто местные интересы, действия крупных групп повстанцев были разрозненными.
Новшеством стало умение немецких крестьян организовываться, с использованием опыта ландскнехтов, в многотысячные военные отряды с выборными командирами, но дисциплина в этом войске оставалась слабой.
По мере расширения восстания, крестьяне вовлекли в свою орбиту также часть населения городов, главным образом небольших, некоторых дворян, группы горнорабочих.
Особенностью Крестьянской войны стала важная роль, которую сыграли в ней народные проповедники — сторонники радикальной Реформации.
Томас Мюнцер (1489-1525)
Томас Мюнцер - радикальный проповедник Реформации и лидер крестьянского восстания в Саксонии. Главное историческое исследование о Т.Мюнцере на русском языке: Смирин М.М. «Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война» (1947).
Т.Мюнцер учился в Виттенберге и сделался священником. Подобно Лютеру, Мюнцер увлекся учением немецкого мистика Таулера о внутренней религии. В начале 20-х годов он отказался от учения Лютера, и захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришел к апокалиптическим представлениям и мечтам об обобществлении всего имущества и отказу от частной собственности. Мюнцер стал отвергать внешнее библейское откровение. Он считал, что лишь тот, кто истерзан сердцем, кто в душевных бурях познал Бога - истинный Его избранник. В 1520 г. Мюнцер, в качестве проповедника в городе Цвиккау (в Саксонии), выступает как самый яркий выразитель настроения, охватившего ремесленные слои города. В Цвиккау с давних пор была большая группа, оставившая католическую церковь и жившая преданиями средневекового сектантства. Сектанты также как швейцарские анабаптисты призывали крестить только взрослых. Эта секта ничего не предпринимала до тех пор, пока не прибыл туда в качестве проповедника Томас Мюнцер.
Во главе общины поддержавшей Мюнцера стоял проповедник Шторх. Авторитетный в народе Шторх, далеко не таков был в ученом кругу. И он об этом знал и постарался сблизиться с Мюнцером. Сойдясь, они, каждый со своей стороны, действуют в пользу секты перекрещенцев. Мюнцер берет на себя полемику с католиками и лютеранами, а Шторх ― внутреннее устройство церкви.
Магистрат Цвиккау выслал Мюнцера из города. Именно после его изгнания из Цвиккау его помощники также покинули этот город и появились в Виттенберге, став известными в качестве так называемых Цвиккауских пророков. Начались гоненения на анабаптистов со стороны католиков и протестантов.
Сам Мюнцер не был анабаптистом, но его идеи были близки им, а его личность подходила на роль духовного лидера простонародной толпы. Богословские расхождения Мюнцера и Лютера, помимо разной социальной ориентации и разных взглядов на таинство крещения, заключались также в том, что Мюнцер в отличие от Лютера признавал свободу воли человека и главную роль именно свободы воли, а не божественной благодати в спасении. Мюнцер в отличие от Лютера не признавал главным и единственным авторитетом святое писание. Мюнцер разработал концепцию «перерождённого человека». Перерожденный человек, по Мюнцеру, есть “судья и устроитель всего мира”, то, что он делает, он делает потому, что это написано в его сердце Богом. Таким образом, идея всеобщего священства выступает у Мюнцера в форме полной и безусловной субъективности, а фактически, на практике, она выступала часто в форме произвола, который не может быть ничем ограничен. Его не может ограничить даже Святое Писание., любое нарушение заповедей при этом можно объяснить волей Бога. Очень удобная идеология для крестьянского бунта с грабежами и убийствами.
Мюнцер отвергал всякий земную власть и светский закон и вообще все, что может ограничивать человека в его внутреннем духовном церкви-царстве. И путь к этому царству он видел через кровь. В оправдание своего кровавого пути Мюнцер постоянно ссылался на Cв. Писание, которое он, понимал по-своему. Каждый человек, находясь под водительством Святого Духа, обладал правом толковать Писание так, как ему хотелось. Естественно, тех кто толковал иначе, нежели сам Мюнцер, он объявлел непринадлежащим к избранным и изгонял.
Гуманисты и Томас Мюнцер
Гуманисты в целом не приняли идей Мюнцера. Одим из немногих немецких гуманистов, примкнувших к анабаптистам был Себастьян Франк (1499-1543), но даже он осуждал и критиковал сектанский радикализм народной реформации. Себастьян Франк говорит: “...большая часть (анабаптистов) проповедует о кресте, как о единственном пути к жизни ... проповедь эта была бы совершенно справедлива, если бы они идолопоклоннически не обожали своих страданий, надеясь спастись не через Христа, а через одни личные свои страдания”.
Конфликт Лютера и Мюнцера
В 1523 г. Мюнцер появляется в городе Альштедте (в Тюрингии), собирает прежних своих сторонников и проповедует установление на земле царства "святых". Руководимые Мюнцером сектанты разрушают иконы и жгут церкви как "пещеры дьявола". Мюнцер развивает здесь и социальный идеал: всюду должно водвориться равенство и братство, правители должны сравняться с последним христианином. Лютер называет Мюнцера "альштедтским сатаной", а Мюнцер Лютера – доктор Лжец (доктор Враль), виттенбергским папою, и льстецом князей.
Швейцарские анабаптисты и Томас Мюнцер
Около 1524 г. швейцарских анабаптистов проявили интерес к сочинениям Томаса Мюнцера. Они направили Мюнцеру письмо, в котором показывают свою солидарность с Мюнцером относительно вопросов веры и дел. Однако они не согласны с ним в том, что он оставил в мессе пение. «Мы, - говорят они, - никакого учения о пении и никакого примера его не находим в Новом Завете». Главное же расхождение было в том, что лидер швейцарских анабаптистов Гребель не соглашался с Мюнцером по поводу военных средств к достижению реформы.
Восстание в Швабии.
Первые выступления крестьян в Швабии начались в июне 1524 г. в деревнях на Верхнем Рейне, в районе, расположенном вблизи швейцарской границы. Крестьяне отказались выполнять новые нормы отработок у своих господ, но были готовы нести повинности по старым распорядкам. Господа были упрямы, власти невнимательны, поэтому смута быстро разрослась и охватила обширные земли.
Появились призывы не выполнять повинностей вообще, не платить никаких платежей, свободно пользоваться лесами и водами, разгромить монастыри, не подчиняться никакой власти, кроме Бога.
Начали образовываться первые крестьянские отряды. Командиром одного из них выбрали крестьянина Ганса Мюллера, который в свое время служил наемником и был опытен в военном деле. Осенью 1524 г. со своим отрядом в 800 человек он направился в поход по деревням. К концу похода образовалось уже три вооруженных отряда, насчитывавших 4500 человек.
Первая попытка в декабре 1524 г. разбить восставших ни к чему не привела: один из отрядов потерпел поражение, но восстание только сильнее разрослось. Швабский Союз мог бы разгромить восставших, так как имел крупные отряды наемников, но основная их часть как раз в это время участвовала в войне императора с Францией на итальянской территории и пока не могла помочь в подавлении восстания. Власти, выгадывая время и собирая силы, повели долгие переговоры о мирном, основанном на компромиссах, решении всех конфликтов.
К марту 1525 г. в Швабии существовали уже 6 крупных вооруженных отрядов, насчитывавших до 40 тысяч человек. На деревенских сходках и в лагерях отрядов принималось сотни коллективных крестьянских жалоб.
"Двенадцать статей" – главный программный документ крестьянской войны.
В начале марта в городе Меммингене обрались руководители отрядов с целью выработать общие программные требования. Руководитель одного из отрядов кузнец, убежденный лютеранин, выступавший против насильственных действий за мирное решение крестьянских проблем путем переговоров с властями, поручил подготовить свод основных жалоб и требований двум опытным людям. Первым таким человеком стал цвинглианский проповедник, вторым - подмастерье скорняка, хорошо знавший Библию и ставший писцом одного из отрядов. Эти люди составили главный программный документ Крестьянской войны — "Двенадцать статей". В марте 1525 г. статьи были напечатаны и за время Крестьянской войны этот документ переиздавался 24 раза.
В отличие от той части повстанцев, которая брала штурмом замки и монастыри, разрушала их, попутно грабя их запасы и винные погреба, составители "12 статей" стремились продемонстрировать свои мирные намерения. Статьи сопровождались многочисленными ссылками на Евангелие.
Требования "Двенадцати статей":
- Право выбора общиной своего священника, который должен проповедовать истинное Евангелие. Указывалось, что крестьяне предлагают содержать его за счет "большой десятины", с зерна, платить которую они были согласны.
- Отменить "малую десятину" со скота «ибо Господь Бог сотворил скот для того, чтобы люди бесплатно пользовались им»
- Отмена личной несвободы и крепостного права.
- Отменить дворянские привилегии на рыбную ловлю и охоту, ибо Бог дал человеку «…власть над всеми зверями, над птицею в воздухе и над рыбою в воде».
- Разрешить безвозмездно пользоваться лесом для топлива и строительства.
- Сократить, хотя и не отменить вовсе, барщину.
- Отвлечение крестьян на отработки должно быть в удобное для него время, не должно наносить ущерб ведению его хозяйства и не превышало бы заключенных договоров.
- Размер арендной платы за землю не должен разорять крестьянина.
- Отвергался произвол судов в назначении новых штрафов. Им предлагалось при вынесении наказаний опираться на прежний писаный закон.
- Возвратить общинам незаконно захваченные у них земли.
- Отменить посмертный побор обижающий беззащитных вдов и сирот.
- «Общее решение»: Выражена готовность оступить от той статьи, которая противоречит Святому писанию.
"Двенадцать статей" были приняты тремя отрядами, которые решили составить общее "Христианское объединение". Правда, единое командование военной силой при этом не было создано, отряды лишь извещали друг друга о своих действиях и планах. Объединение повело переговоры со Швабским союзом и между сторонами было заключено перемирие.
Однако в апреле 1525 г. восставшие нарушили перемирие захватами замков и монастырей и казнями священников и дворян. Командующий Швабского союза к этому времени закончил перевооружение войска союза и его пополнение наемниками на деньги, предоставленные Фуггерами. Нанеся неожиданный удар по крестьянам, правительственные войска одержали первую значительную победу. Сказалась неопытность крестьян в военном деле, не раз проявлявшаяся и позже. После первых же залпов артиллерии они начинали разбегаться.
Швабский союз сочетал разгром отрядов восставших по частям с дипломатией и компромиссами. В апреле 1525 г. в Вейнгартене был заключен мирный договор с одним из самых крупных отрядов в 12 тысяч человек. Повстанцы обязались быть послушными господам, если их жалобы будут рассмотрены и никаких наказаний за участие в восстании не последует. Вейнгартенский договор позволил войскам Швабского союза двинуться во Франконию, где восстание вступило в свою высшую фазу.
Восстание во Франконии
Крестьянское движение во Франконии, началось в марте 1525 г. Здесь также возникло несколько больших повстанческих отрядов, начались штурмы и сожжения замков и монастырей.
Повстанцы во Франконии угрозами вынуждали население оказывать им помощь или присоединяться к ним.
Програмный манифест восстания во Франконии - анонимный документ "Статейное письмо", распространявшийся с начала мая 1525 г. Автор "Статейного письма", предлагал создавать "христианские объединения" для освобождения "простого бедного человека" от тягот. Цель этого — избежать вооруженной борьбы и кровопролития. К тем, кто не примкнет к объединению, применяется светское отлучение, то есть изгнание, лишение прав, а в случае сопротивления - казнь. Замки и монастыри объявляются находящимися в светском отлучении немедленно. Анонимный автор исходил из принципа перехода власти к народу, который противостоит господам и сам решает, не считаясь ни с какими существующими властями, что нужно делать со своими противниками. Статейное письмо читали не многие крестьяне, но в нём отражены основные тенденции, которые восставшие на практике даже ничего не зная об этом документе.
Специфика восстания во Франконии в том, что здесь было многочисленным рыцарство. Из его среды вышли люди, возглавившие крестьянские отряды. Некоторые рыцари, такие как разорившийся дворянин Флориан Гейер, искренне поддерживал крестьян. Другие, например, рыцарь Гец фон Берлихинген становились командирами отрядов, чтобы не допустить "неразумных" действий повстанцев в своих владениях и владениях своих соседей. Ещё в 1514 г., находясь на службе у герцога Ульриха Вюртембергского, Гец фон Берлихинген участвовал в подавлении восстания крестьян и горожан, организованного тайным обществом «Бедный Конрад». Во время, будучи командиром отряда крестьян, предал их в канун решающего сражения с противником. Спустя два с половиной столетия некоторые события того периода нашли отражение в исторической драме Гёте «Гёц фон Берлихинген».
В мае 1525 г. во Франконском городе Гейльбронне был намечен съезд делегатов от крестьянских отрядов. Он, однако, не состоялся из-за вестей о приближении войск Швабского союза. Не обсужденной, только в виде проекта, осталась "Гейльброннская программа", подготовленная, начальником полевой канцелярии одного из отрядов, и бывшим городским казначеем.
Содержание Гейльброннской программы отразило разнородный состав франконского движения. В ней нашли выражение интересы и крестьянства, и бюргерства, и дворянства. Главная цель проекта — усиление центральной власти императора в противовес князьям. Князья должны были стать лишь должностными лицами империи. Церковные имущества подлежали секуляризации, а из этого фонда следовало наделить землей рыцарство. Духовенство следовало отстранить от власти в светских делах. Крестьянам программа обещала отмену личной зависимости и возможность выкупить феодальные повинности за взнос, равный их 20-летней стоимости. Больше всего проект обещал горожанам: установление единых монеты, мер и веса, отмену внутренних таможенных сборов, выборный суд и представительство при принятии законов в общеимперском органе. Запрет деятельность крупных торгово-ростовщических компаний, которых горожане часто обвиняли в стремлении к монополии. Программа осталась лишь утопией, но как исторический источник она адекватно отражает интересы и мотивы восставших во Франконии.
Войскам Швабского союза удалось разбить франконские отряды. Их били поодиночке. Флориан Гейер погиб в бою. Тысячи схваченных повстанцев были подвергнуты суровым наказаниям, руководители — жесточайшим пыткам и казни, часть крестьян – ослеплению. Господа мстили за пережитый ими страх. Расправившись с повстанцами во Франконии, войска Швабского союза вернулись в Швабию и добили там оставшихся мятежников с помощью самих же крестьян, соблюдавших Вейнгартенский договор.
Восстание в Тюрингии и Саксонии
Началось в феврале 1525 г. Здесь более активно, чем в остальных областях, в восстании участвовало городское плебейство. Важную роль в воздействии на умы повстанцев сыграл Томас Мюнцер. С февраля 1525 г. имперский город Мюльгаузен с 7,5 тысячами населения, где находился Мюнцер, стал одним из важнейших центров Крестьянской войны. Магистрат оказался под влиянием Мюнцера и его сторонников, а также другого народного проповедника, Генриха Пфейффера, уроженца Мюльгаузена. Полного согласия в тактике между Мюнцером и Пфейффером не было, но оба стремились вдохновить повстанцев на борьбу. Мюнцер пророчил скорый конец "безбожным тиранам" и переход власти к простому народу, утверждая, что крестьянские отряды действуют по прямому повелению Господа.
Крупный военный лагерь повстанцев образовался у города в мае 1525 г. Франкенхаузен в Тюрингии. Туда прибыл на подмогу и Мюнцер с тремя сотнями человек. Навстречу княжескому войску вышел отряд в 8000 крестьян, большей частью плохо вооруженных и без конницы. На требование выдать Мюнцера крестьяне ответили отказом. Мюнцер обратился к ним еще раз с абсурдным воззванием, уверяя, что Бог отклонит от них выстрелы.
Перед сражением на небе появилась радуга, и Мюнцер, вдохновлявший крестьян своей речью, уверял их, что это знак поддержки со стороны небесных сил — ведь радуга, связующая небо и землю, была изображена и на знамени крестьян. Княжеские войска применили против мятежников артиллерию. Среди повстанцев поднялась паника, за бегущими устремилась княжеская конница, Было убито 5 тысяч повстанцев, 600 взято в плен. Мюнцер и Пфейффер были казнены. С восстанием в Тюрингии было покончено.
Лютер во время крестьянской войны
В апреле 1525 г. Лютер написал "Увещевание к миру в связи с "12 статьями" швабского крестьянства", в котором проанализировал “Двенадцать статей” швабских крестьян и выразил им сочувствие.
Когда Лютер писал «Увещевание к миру», он еще не знал, что выступление крестьянства, требовавшего права и свободы, сопровождалось погромами замков и монастырей, актами жестокого насилия и убийствами. Придерживаясь в этом сочинении дружеского, примирительного тона, он заявлял, тем не менее, что ни при каких обстоятельствах не согласится с декларируемым в программе стремлением крестьян к ликвидации различий между Божьим и светским царствами. Если это произойдет, — отмечал Лютер, — то светское правление будет разрушено, проповедь Божьего слова — приостановлена, а вся Германия будет обречена на то, чтобы длительное время лежать в руинах.
В мае 1525 г., когда в числе руководителей восстания в Тюрингии встал Томас Мюнцер, Лютер, узнав о массовых убийствах, написал брошюру “Против шаек крестьян, сеющих убийства и разбой”. В этом памфлете Лютер с ненавистью и яростью осуждал мятеж и призывал "рубить, душить, колоть" повстанцев "как бешеных собак". Усмирители восстания действовали подобным образом и без его призыва, но с этого времени Лютер твердо связал свою судьбу с существующими властями.
Завершение Крестьянской войны в основных районах.
Уже к лету 1525 г. главные районы Крестьянской войны были усмирены войсками Швабского союза и князей, но возмущение все еще проявлялось в разных местах. Последнюю из локальных вспышек подавили в декабре 1525 г.
Восстание в Тироле и Зальцбурге
Уже после завершения войны в основных трёх районах, на юго-западе Германии активизировалось восстание крестьян и горнорабочих в графстве Тироль и в Зальцбургском архиепископстве (обе территории в юго-западной Германии на границе с республикой Венеция, сейчас это территория Австрии). Здесь волнения крестьян весной 1525 г.
В Тироле во главе движения стоял бывший секретарь архиепископа Михаил Гайсмайер. В августе 1525 г. он был заключён властями в тюрьму, но сумел бежать. В феврале-марте 1526 г. он составил для Тироля программу важнейших преобразований — "Земское устройство" (Landsordnung). Реальные планы, которые хотел бы осуществить Гайсмайер в случае победы, сочетались с утопией. В "Земском устройстве" речь шла об установлении в Тироле республиканских порядков. Намечалась мелиорация болот и освоение пустошей для выращивания зерновых культур, чтобы Тироль смог избавиться от необходимости ввозить хлеб. Предусматривалось ввести государственную монополию торговли, за счет десятины организовать помощь бедным, после роспуска монастырей устроить в их зданиях госпитали и приюты для детей. В стране должно было полностью восторжествовать равенство, поэтому городские стены намечалось снести, чтобы городов не стало, за исключением городов южного Тироля Бриксена и Триента (современный Тренто в Италии). Всех ремесленников следовало собрать в одно место — в Бриксен, деятельность купцов прекратить.
В июле 1526 г. Войска князей и Швабского союза вытеснили повстанцев из Германии. Гайсмайеру удалось через горы вывести часть восставших во владения Венеции. Здесь он в течение нескольких лет готовился к продолжению войны с Габсбургами, поддерживая попытки создать новые тайные крестьянские общества. Венеция не мешала его деятельности, так как в этот период была противником Габсбургов в ходе Итальянских войн. После нескольких неудачных попыток покушения Гайсмайер был убит подосланным князьями наёмным убийцей в 1532 г. Только после этого Швабский союз решился распустить свои войска, непрерывное содержание которых в течении нескольких обходилось ему очень дорого.
Причины поражения крестьян
В. Циммерман указывает следующие основные причины поражения крестьян:
1. Невозможность одновременно действовать общими силами из-за разрозненность на обширном пространстве. В то же время их враги могли собрать воедино все силы при каждом нападении.
2. Неопытные в войне и политике, склонные к пьянству крестьяне упускали удобные моменты для битв и переговоров. Они не сумели в достаточной мере привлечь на свою сторону своих естественных союзников против князей – мелких дворян и бюргеров, но в то же время доверялись договорам с сильным врагом в лице князей. Вероломство по отношению к бунтовщикам было принципом князей, поскольку соблюдать обещания данные еретикам не было делом чести.
3. Предводители крестьян не пользовались всеобщим доверием в крупных отрядах повстанцев. Хотя эти начальники были опытными воинами и влиятельные авторитеты у себя в селении, но на крестьян из других мест этот авторитет незнакомцев уже не действовал, а к армейской субординации простые крестьяне были не приучены. Такая ситуации вела к многочисленным случаям предательства и измены среди крестьян, легко поддававшихся на подкуп.
Итоги Крестьянской войны.
1) Поражение Крестьянской войны укрепило взаимосвязи лютеранской Реформации с властью князей и магистратов.
2) В тех католических княжествах, где лютеранство было ещё слабо распространено католицизм окончательно упрочил свои позиции, так как под предлогом борьбы с лидерами бунтовщиков были казнены почти все евангелические проповедники.
3) Власти пошли и на некоторые уступки, частично реализуя программу "Двенадцати статей", чтобы разрядить социальную напряженность в стране. Союзное собрание князей в августе 1526 г. объявило: "... кто через увеличение повинностей заставит подданных взяться за оружие, не должен рассчитывать на помощь союза".
4) Реальное политическое значение крестьянских общин подорвано, но их представительство в ландтагах было расширено, для возможности оперативно находить компромиссы крестьян с властью. Крестьянские представительства назывались ландштанды, они давали возможность сдерживать усиление эксплуатации.
5) Победа князей привела к тому, что их могущество стало превышать могущество императора во внутригерманских делах, что не позволяло развивать возможности национального объединения путем политической централизации.
6) Огромные людские потери и упадок хозяйства привели к внешнеполитическому ослаблению империи перед османской угрозой. Это было использовано Османской империей в последующие годы для усиления своей экспансии в юго-восточную Европу.